За сбитый Ил-76 в Луганске суд оставил в силе 7-летний срок генерал-майору Назарову
В понедельник, 14 декабря, Днепровский апелляционный суд оставил в силе генерал-майора Виктора Назарова, которого обвинили в катастрофе Ил-76 в 2014 году на Донбассе, семилетний срок лишения свободы. Кроме того, он должен будет возместить моральную компенсацию в размере 19,5 млн грн.
Транспортный Ил-76 с украинскими десантниками на борту был сбит в июне 2014 года при заходе на посадку в аэропорту Луганска. Обстреляли самолет из переносного зенитно-ракетного комплекса. Тогда погибли 49 человек.
После расследования на скамье подсудимых оказался генерал-майор Генштаба ВСУ Виктор Назаров, который в момент трагедии руководил штабом АТО. Судебный процесс длился пять лет.
История с Назаровым - это прецедент для Украины. Генерал стал первым и последним крупным военным чином, который получил приговор за провалы в АТО. А вот почему не ищут виновных в других подобных историях - Иловайском котле, потере Донецкого аэропорта или Дебальцево - вопрос открытый.
Более того - руководивший той же Иловайской операцией Руслан Хомчак сегодня возглавляет Генеральный штаб. И никаких вопросов к нему у следствия нет, хотя погибших под Иловайском было намного больше.
Как подбили самолет
В начале лета 2014 года ситуация в Луганске обострилась. 2 июня украинский самолет обстрелял здание ОГА. Тогда погибли 8 человек, еще 22 были ранены.
К тому времени город был под контролем самопровозглашенной "ЛНР", но в аэропорту удерживали позиции силы АТО.
По земле к ним украинские войска пробиться не могли, а потому подкрепления перебрасывали по воздуху. Но все изменилось после 14 июня.
В ночь на 14 июня 2014 года через аэропорт следовал очередной конвой грузовых самолетов - два борта Ил-76 и один Ан-26. Первый Ил-76 удачно совершил посадку, а второй - был сбит. Увидев это Ан-26, изменил курс и вернулся обратно.
Все 40 военнослужащих 25-й отдельной парашютно-десантной бригады, находящиеся на борту, и 9 членов экипажа погибли.
После крушения, украинская авиация резко уменьшила количество полетов над зоной боевых действий, поскольку стало очевидно, что у сепаратистов есть средства воздушного поражения, которые применяют профессионалы.
При этом луганский аэропорт продержался под контролем ВСУ до 1 сентября. То есть еще более двух месяцев месяца после того, как сбили "Ил". Однако обороноспособность удерживаемой точки это разумеется ослабило.
Кто сбил Ил-76
Утверждается, что самолет сначала подбили из ПЗРК "Игла", а потом добили несколькими залпами из ЗУ-23 (зенитная установка). Как считают военные эксперты, сепаратисты увидели траекторию посадки первого "Ил" и таким образом смогли попасть во второй.
Позже "глава" т.н. "ЛНР" Валерий Болотов заявил, что украинский самолет был сбит его вооруженными формированиями за "нарушение воздушного пространства Луганска". Спустя три года в СБУ заявили, что Ил-76 с десантниками на борту сбили представители российской частной военной компании Вагнера.
Часть из них, по заверениям ряда журналистов и депутатов, пытались выманить в Украину из России через Беларусь этим летом.
В прошлом году в СБУ заявили, что приказ отдал непосредственно командующий 58-й армией ВС РФ генерал-майор Евгений Никифоров, командированный на Донбасс.
Как говорили в Киеве, непосредственные исполнители - Дмитрий Уткин (он же "Вагнер"), Андрей Гуралев и Андрей Лебедев, по возвращении в Россию были отмечены государственными наградами "Орденами Мужества". Интересно, что в списке "вагнеровцев", задержанных в Беларуси, людей с такими фамилиями не было. Хотя в Украине и говорили, что ехавшие в Минск россияне причастны к этому крушению.
Интересно, что в первом решении горсуда Мелитополя отдельно вина России указана не была, а говорилось, что военные погибли в ходе исполнения служебных обязанностей. После этого Апелляционный суд Запорожской области данное решение отменил и заявил, что причиной стала "агрессия Российской Федерации".
Причем тут генерал Назаров?
Сразу же после крушения Генпрокуратура открыла уголовное производство по статье "террористический акт". Но в итоге на скамье подсудимых оказался генерал-майор Генштаба ВСУ Виктор Назаров. В 2014 году он руководил штабом АТО. Правда, ему вменяли не терроризм, а "небрежное отношение к военной службе".
Судебный процесс по делу начался в декабре 2015 года. В ходе заседания обвинение заявило, что генерал отправил самолет в Луганский аэропорт, не приняв мер по безопасности. По данным прокуратуры, Назаров знал о размещении на аэродроме Луганска групп, вооруженных ПЗРК и был проинформирован о "террористической угрозе". Такая информация поступила в штаб АТО накануне крушения.
Сам Назаров вину отрицал и заявлял, что тогда невозможно было организовать для десантников сухопутный коридор, поэтому пришлось отправить их по воздуху. Также он говорил, что приказ об отправке Ил-76 поступил свыше, и он просто подписал документ.
В 2017 году Павлоградский межрайонный суд признал генерал-майора Виктора Назарова виновным в гибели украинских военных по ч. 3 ст. 425 УК Украины. В обвинительном акте было указано, что Назаров точно знал о размещении вокруг аэродрома Луганска незаконных вооруженных формирований. При этом Назарова не лишили звания генерал-майора.
Во время следствия Виктор Назаров не находился в СИЗО. Он продолжал служить в армии и в 2015 году даже баллотировался на местных выборах по спискам партии Ляшко.
После приговора Павлоградского суда в 2017 году Назаров подал апелляцию, которая рассматривалась почти три года. Суд был загружен перепроверкой всех экспертиз. Все это время генерал находился на свободе и даже работал в Минобороны. В 2017 году ведомство выдало ему квартиру в Киеве.
Более того, Назарова открыто защищал тогдашний начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко.
Он заявлял в 2017 году, что преследование генерала Назарова за решения, которые принимались в сложных боевых условиях, может подорвать способность офицеров принимать решения в боевой обстановке, повлиять на эффективность управления в подразделениях и станет "серьезной проблемой для Вооруженных Сил Украины".
Также Муженко говорил, что иного пути снабжения и пополнения украинских сил в Луганском аэропорту кроме как по воздуху не было и до того, как сбили самолет было совершено 17 успешных полетов.
В 2019 году Виктор Назаров уволился из ВСУ. У него была достаточная выслуга лет для выхода на пенсию.
Летом 2020 года апелляционный суд получил экспертизу, в которой вина Назарова была подтверждена. Правда, какие конкретно меры должен был принять генерал для того, чтобы избежать обстрела - обвинение не уточнило. Видимо, основной претензией была поочередная посадка, благодаря которой по самолетам смогли пристреляться и во второй из них - попасть.
Под стражу отставного генерала пока не взяли. По процедуре, после оглашения решения его отправят в суд первой инстанции. Тогда у суда будет трое суток, чтобы обратиться в полицию для исполнения решения.
Адвокат потерпевших Виталий Погосян сообщил, что защита Виктора Назарова планирует обжаловать решение дальше - в Верховном суде. Будет ли до вердикта этого суда Назаров оставаться на свободе - еще вопрос. Защитник семей погибших в катастрофе уверен, что генерал до решения Верховного суда скорее всего в тюрьму не сядет.
Похожие статьи:
11 января 2020, Суббота
Иран сбил украинский самолет по ошибке
28 июля 2022, Четверг
Путин назначил генерал-полковника Виктора Горемыкина заместителем главы Минобороны РФ
14 марта 2022, Понедельник
Игорь Конашенков в связи с ударом ВСУ тактическими ракетами "Точка-У" по Донецку
17 июля 2019, Среда
Вещает Lenta.Ru: СБУ задержала водителя тягача с «Буком» из дела «Боинга» MH17
17 июля 2019, Среда
Прокурор Нидерландов разозлился на Стрелкова
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.