Жучковский: Важно понимать разность подходов
Важно понимать разность подходов к внутренней и внешней политике государства с точки зрения морали и тем более христианских принципов. Эту разность можно понять, если посмотреть на мир глазами христианина как отдельной личности по отношению к другой личности, и как члена общества и гражданина по отношению к разным общественным группам.
Христианство говорит о любви и всепрощении, вплоть до "если тебя ударят по левой щеке - подставь правую" (на чем постоянно спекулируют наши оппоненты, не знающие христианства), и призывает "любить врагов своих". При этом христианская Церковь в мире представляет из себя силу и защищает свои интересы силой, благословляет вооруженную борьбу в защиту государства, а иногда в лице своих представителей в этой вооруженной борьбе и сама участвует.
Христос силой изгоняет торговцев из храма, но добровольно идет на мучения и смерть. Христос говорит, что принес на землю "не мир, но меч", и при этом велит апостолу Петру вложить меч в ножны, когда тот хочет защитить Христа от пришедших за ним стражников.
Все эти кажущиеся противоречия легко устранимы при понимании разности применения христианского принципа в реальном мире. В реальном мире мы присутствуем в качестве отдельной человеческой единицы, вольной прощать личных врагов и "подставлять правую щеку", и в качестве членов семьи и общества, граждан своей страны и представителей этой страны в мировом сообществе, не имеющих права на какое-либо ложно понятое христианское всепрощение. Этот ракурс точно, просто и лаконично показал своими словами святой Филарет Московский: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Бога".
С этого же ракурса нужно смотреть на реализацию внутренней и внешней политики государства. Собственно, на это размышление меня навел Егор Холмогоров, который недавно написал: "Государство для своих граждан имеет цель общего блага, а потому должно быть агнцем, должно уважать право, собственность, стараться щадить и сберегать людей, руководствоваться в целом нравственными мотивами. Государство во внешнем мире должно быть опасным хищником - беспощадным, эгоистичным, почти аморальным, уважающим только чужую силу, чуждым сантиментов..."
Холмогоров как-то еще писал о том, что если надо (для защиты наших национальных интересов), то "будем врать всей страной".
На каких-то наших выборах звучал такой лозунг - "не врать и не воровать". Да, врать и воровать в собственном Отечестве - преступление и грех. Врать и воровать во внешнем мире - доблесть (дипломаты врут и разведчики воруют каждый день).
Руководствоваться моралью и христианскими принципами возможно лишь на уровне отдельной человеческой личности, озабоченной своим духовным благополучием. Там, где начинается внешний мир, сопряженный с рисками для общества и государства, - все разговоры о морали неизбежно будут приводить к спекуляциям со стороны наших противников ("платить и каяться") и к ослаблению наших позиций.
Похожие статьи:
24 мая 2017, Среда
Александр Жучковский: Комментарий
01 декабря 2016, Четверг
Александр Жучковский: По поводу моей "критики" внешней политики РФ
17 апреля 2023, Понедельник
Юрий Котенок: Россия должна стать Храмом, чтобы просто выжить
29 августа 2017, Вторник
Ходаковский: В главном единство, во второстепенном - многообразие
24 октября 2016, Понедельник
Александр Жучковский: Смерть Моторолы стала большим потрясением для большинства людей
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.