Обуздание смуты, избавление от ига
Решение Земского собора 1613 года.
После военной победы 1612 года, требовалось вернутся к богоугодным порядкам, потому совесть требовала раскаяния и исправления.
Святое дело требовало сугубой подготовки: рабочим заседаниям собора предшествовали три дня строгого поста и молитвы по всей России. Ради полноты и строгости покаяния пост был наложен даже на грудных младенцев и домашнюю скотину. Поэтому, по словам современников, благоговейная духовная внутренняя тишина сопровождалась одновременно горьким детским плачем и стенаниями животных, как бы подчеркивавшими всеобщность раскаяния.
Отец Небесный принял их покаяние и даровал просимое: мир и порядок истерзанной земле. «Да придет Царствие Твое, яко на Небеси и на земли». Невозможное человекам возможно Богу. И действительно, обретение единства на соборе 1613 года стало настоящим чудом…
Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос. О том, сколь глубоким и полным было такое осознание у русских людей, переживших трагедию междуцарствия начала XVII века, говорит сам текст итогового документа Великого Московского собора- утвержденной единодушно Грамоты, скрепленной «своеручными подписями» всех делегатов.
" Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что бытии на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
«Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах пред Единым Небесным Царем.
И кто же пойдет против сего Соборного постановления- Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы.
И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один. Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление- бытии так во всем по тому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов- Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть воспримет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.»
Подумайте, люди русские- кто еще не потерял веры и способности к духовному зрению,- не эта ли клятва доныне тяготеет над нами после страшного преступления изуверов в Ипатьевском подвале? Не этот ли доселе нераскаянный грех возбраняет нам возвращение на естественный, исторически преемственный путь развития страны- путь служения Истине, путь Святой Руси?
Оглянемся на опыт минувших дней. Прислушаемся к голосам предков. Вопросим собственную совесть. Тогда, может быть, - обретем мы и пути выхода из нынешней смуты, как сумели обрести их почти четыреста лет назад «выборные всея земли» делегаты Великого собора… Да будет так!
«Русская симфония» митрополит Иоанн (Снычев). Стр.400-406.
Похожие статьи:
28 мая 2020, Четверг
С ВОЗНЕСЕНИЕМ ГОСПОДНИМ!
17 апреля 2022, Воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
08 июля 2020, Среда
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. День семьи, любви и верности
15 февраля 2022, Вторник
С Праздником Сретения Господня!
25 октября 2020, Воскресенье
Лучшие уходят. Погиб командир легендарного батальона "Призрак"
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.