Павел Раста: Изображая жертву
"Если такие, как вы, творцы -
Мне наплевать на всякое искусство" (с).
Владимир Маяковский
Мне наплевать на всякое искусство" (с).
Владимир Маяковский
А тем временем в мутном болоте современной российской культуры разбушевался шторм. Виданное ли дело: в застенки кровавого режима попал не какой-то там представитель черни, а целый режиссёр столичного театра г-н Серебренников. Модный, креативный, либеральный. Да ещё и по делу о коррупции. "Хищении социалистического имущества", как сказали бы во времена далёкие, почти былинные. Возмущение творческой и не творческой интеллигенции хлещет через край и даже перехлёстывается через государственную границу: своё категорическое "руки прочь!" уже сказали немецкий режиссёр Остермайер, американская актриса Кейт Бланшетт и ещё целый ряд тамошних властителей дум. Правда, на их собственной территории деятелей культуры так же периодически привлекают за экономические преступления (например, за неуплату налогов), но то там. Там нельзя, а здесь можно - здесь же варвары. И, не смотря на то, что больше половины населения России вообще не знает, кто такой г-н Серебренников, наше культурное болото громко булькает и возмущается.
Скажу прямо: в сваре "кровавый режим vs. г-н Серебренников" я искренне не сочувствую ни тому, ни другому. Причём, по одной и той же причине: из-за их лицемерия. Одни считают, что им всё дозволено по причине их принадлежности к "людям искусства", другие карают уж больно избирательно. И всё вместе это придаёт истории такой оттенок неискренности и фальши, что сочувствовать любой стороне в этом споре как-то не хочется. На рефлекторном уровне. Так что сама по себе эта мышиная возня мне, в общем-то, безразлична. Но, к сожалению, она вскрывает целый ряд очень весомых проблем в нашей культуре. А вот это уже серьёзно. Культура - она ведь формирует будущее. Потому, что формирует людей. И вот это действительно не может не беспокоить.
Так что ж мы имеем? Ну, давайте рассматривать проблему с двух сторон (раз уж в разборке этой две стороны).Г-н Серебренников, как таковой, мне не интересен. Потому что, друзья мои, он совершенно банален. Банальный русофоб, банальный хипстер, банальный пропагандист и пользователь нетрадиционных взглядов на взаимоотношения полов. Это всё уже давно старо и неоригинально. В нём нет ничего, что могло бы вызвать хоть какой-то интерес что к его личности, что к его, так сказать, "творчеству". Но он представляет определённое сообщество. Настолько же неинтересное, как и он сам. Но, волею судеб, сообщество это оказывает влияние на формирование культурной повестки моей страны. И влияние это, мягко говоря, не созидательное. Так уж сложилось, что в нашей стране был выращен целый пласт ненавидящей её интеллигенции. Огромный пласт. И выращивание это совершил отнюдь не только тот самый уже почти сказочный "госдеп". Нет, он конечно поучаствовал. Но был, отнюдь, не на первых ролях в этом "добром деле". Его коллеги по эту сторону "железного занавеса" поучаствовали здесь куда более активно и широкомасштабно. О причинах говорить у меня сейчас желания нет. А вот о результатах - есть. В сухом остатке мы имеем упрямый факт, что на том месте, где должна была быть национальная интеллигенция, у нас отросла антинациональная. И теперь вот активно колосится. Вместо сохранения культурного кода, она занимается его разрушением. Вместо сбережения духовных ценностей цивилизации, она активно их демонтирует. И вместо защиты национальной государственности, она занимается её подрывом. При том, что без этой государственности она сама существовать не может и не будет. По сути, она ведёт себя, как тот самый скорпион из притчи, который взобрался на спину черепахи, попросил перевезти его через реку, и на самой середине реки решил черепаху убить. А когда она резонно заметила, что если она погибнет, то он утонет, скорпион ответил: "Я знаю, но ничего не могу поделать - такова уж моя природа". Ссылаться на иностранные гранты и искать причину явления в них может только самый ограниченный куратор, которому не приходит в голову даже прогуглить слово "метафизика". А дело здесь действительно в ней. Только в ней. И она у этой "интеллигенции" настолько отличается от метафизики народа в целом, что она откровенно себя от этого народа отделяет, считая себя кем-то вроде "избранных", которым, по причине этой самой избранности, всё дозволено. А интеллигенция, отделяющая себя от нации - это действительно уникальное явление. Дело г-на Серебренникова обеспокоило их очень сильно. И, вы будете смеяться, но задаются они сейчас двумя, пусть и противоречащими друг другу, но вполне резонными вопросами. Первый вопрос: "А почему одних сажают, а других нет?". Второй вопрос: "Ну, если можно его, то, значит, можно и нас?". Впрочем, подобная шизофрения вполне соответствует сложившейся ситуации. Удивляться ей не имеет смысла. Дело здесь вообще не в ситуации, а в положении в целом. Ведь антинациональная интеллигенция - это огромная проблема, ставящая под вопрос и будущее страны, и будущее народа. И что с этим делать - совершенно не понятно.
С другой стороны, тот самый "кровавый режим". Который, не далее, как вчера, устами своего министра культуры Мединского, фактически констатировал свой же культурный крах, сообщив о полнейшем провале российских лент в прокате. Оно и понятно: была поставлена задача снимать коммерческое кино. "Успешное". "Конкурентоспособное". Но даже в таком "высоком жанре" ребром стоит проблема вкуса. Того самого, который художественный. А у чиновников со вкусом всегда было особенно хорошо. Не только у наших - у любых. Но наши граждане из 90-х коммерческое кино понимают только в одном ключе: исключительно как похабнейшие комедии такого низкого пошиба, что культурный шок они способны вызвать даже у того самого "гопника с "Ягуаром" и семками". А иногда ещё коммерческое кино понимается ими, как дурацкие, но очень бюджетные фильмы про отечественную историю. Настолько запредельно тупые и безвкусные, что самим фактом своего существования эту историю порочащие. А ведь, периодически, задача её опорочить там ставится вполне намеренно. К чему радостно подключаются граждане из той самой "креативной интеллигенции". И так во всём. Ведь с культурой у нынешних "ответственных граждан" всё обстоит точно так же, как с идеологией: они её не понимают, не чувствуют, не знают, что с ней делать, и единственным известным решением проблем для них является всё то же "залить всё баблом". Которое потом доблестно растаскивается в четыре руки со всё той же "креативной интеллигенцией". С которой у "кровавого режима", на самом деле, очень "высокие отношения". Он ведь совершенно с ней не борется. И, глядя на то, как они сосуществуют, складывается вполне определённое впечатление, что его всё устраивает. А как иначе расценивать полное отсутствие каких-либо системных мер? Давайте говорить честно: даже того же г-на Серебренникова сейчас приняли в оборот не за то, что он русофоб и предатель, и даже не за то, что он вор. А за то, что он имеет дурную привычку кусать руку тех, кто всё это время закрывал глаза и на его русофобию, и на его воровство. И вот уже г-н Серебренников "изображает жертву", как в собственном старом фильме. Ну, решили сделать ему показательную порку. Лично я только за. Но вот в плане решения накопившихся проблем это всё даже не смешно. Это грустно. Ведь, для выживания нации и страны, поступить здесь можно только одним образом: полностью снести всю старую интеллигенцию и создать новую. Такие примеры в истории были. И, в первую очередь - в истории нашей страны.
Вот только кто этим заниматься будет? Такие же персонажи, как те, кто сидит в Министерстве культуры и Фонде кино? Если честно - мне уже заранее страшно. Потому, что, в итоге, получится у них нечто схожее с теми самыми похабными комедиями, провалившимися в прокате.
А раз так, то вынужден констатировать: ситуация в нашей культуре зашла в тупик. Полнейший. Выхода из которого в нынешней системе координат просто нет. Просто потому, что система эта на принципиальные решения такого масштаба, похоже, не способна вовсе. Не рассчитана она на них. Для другого создавалась. А раз так, то каких-либо изменений ожидать не имеет смысла. Нам и дальше будут штамповать лицемерные фальшивки.
Пока одни изображают жертву, другие изображают правосудие.
...А тем временем пришла весть, что дело г-на Серебренникова курирует служба по защите конституционного строя ФСБ. Диктор, сообщивший об этом с голубого экрана, радостно отметил, что эта доблестная структура так же надзирает за всеми театрами, музеями и прочими культурными учреждениями, с целью поиска возможного вражеского влияния в сфере тонких материй. Видимо, хорошо ищут, раз до сих пор не заметили целый "Ельцин-центр".
Так что я искренне рад за г-на Серебренникова.
(с) Павел Раста (позывной "Шекспир").
Текст на ИА "Новороссия": https://www.novorosinform.org/opinions/2313
Похожие статьи:
27 мая 2017, Суббота
Colonel Cassad: Особое отношение
10 февраля 2021, Среда
Пишет Борис Рожин: Государство обязано давать, но не имеет права диктовать
17 апреля 2018, Вторник
Андрей Куприков: Запределье
22 августа 2017, Вторник
Павел Лыткин: Месье Серебренникова взяли
29 апреля 2022, Пятница
Альтернативный парад
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.