А выбор у властей теперь небольшой. Восток же. Мягкотелость не поймут
Западный Казахстан (Мангистауская, Атырауская, Актюбинская и, собственно, Западно-Казахстанская области) - это по сути Казахстан в чистом, без пяти минут дистиллированном виде. Казахстан - почти, с оговорками, очищенный от примесей. Без русских (и шире - русскоязычных), без русского языка, но со средневековыми родоплеменными заморочками, возведёнными в абсолют, популярностью радикального Ислама и дичайшим социальным расслоением, приобретающим в регионе особый фактор, учитывая расположенные здесь же богатейшие нефтяные и нефтегазовые месторождения. Разрабатывают их крупнейшие мировые компании – русские, китайские, американские, британские, голландские, французские. В этом смысле на территории сложился определённый статус-кво, поэтому в местные разборки западные «партнёры» если и лезут, то максимально аккуратно, дабы не навредить. Не казахам, само собой, а себе. К примеру, в событиях 2011-го года (полугодовая забастовка ->погромы->разгон толпы->15 трупов) американские НПО, конечно, засветились (HRW и FH), но без фанатизма, в рамках, если так можно выразиться, приличия.
Так вот, одним из неотъемлемых признаков этого «чистого Казахстана» и являются регулярные бунты, беспорядки и погромы. Которые в регионе начались даже не в 1990-м году, как пишет уважаемый Андрей Медведев, а на год раньше – в 1989-м. В советской пока ещё стране как раз пик взаимной национальной самосознательности.
Драка с уроженцами Кавказа в той же локации, где в январе 2022-го начались митинги, тогда закончилась массовыми межэтническими столкновениями, гибелью людей и вводом в Новый Узень спецподразделений МВД СССР. Забастовки на той же самой площади, что и сейчас, ВВшники, ныне нацгвардейцы, задержания, крики - короче, тут только дай повод. Вот тут можно посмотреть хронику-89.
В казахских соцсетях сейчас тотальная поддержка митингующих, причём поддержка часто провокационного вида, мол, вот только на Западе и не молчат. Хотя дело тут вовсе не в какой-то особой смелости, духовитости и безбашенности казахского рода адай, чьи исторические территории постоянно выступают эпицентром народных выступлений.
Никому ведь в здравом уме не придёт в голову считать, что регулярные революции в Киргизии и майданы на Украине – признак повышенной свободолюбивости тамошних жителей. Нет, всё это признаки несостоявшегося государства, несостоявшихся элит и неспособности их к компромиссу и госстроительству в целом. Вот так и на западе Казахстана. Бедном, нефтяном, взрывоопасном. Это, помимо прочего, единственный в республике регион, где нет-нет можно услышать сепаратистское «мы всю страну кормим – доколе?!».
Но в том числе и поэтому «успокоить Запад» - цель, ситуативно объединяющая в Нур-Султане самые разные группы влияния. Вот и будут сейчас успокаивать всеми средствами. До следующего раза. Задачу Центру упрощает ещё и то, что региональные элиты, имевшие не только амбиции, но и n-ное количество верных штыков, были серьёзно прорежены ещё после событий десятилетней давности в Жанаозене.
И ещё. Почему повышение цен именно на сжиженный газ стало катализатором протестов? Так сложилось, что именно в Мангистауской области чуть менее чем все частные автомобили ездят на газе. Для других регионов Казахстана проблема не имеет такого значения.
Единственный в области газоперерабатывающий завод (строили всем Союзом) работает с 1973-го года, капитального ремонта не было ни разу.
А ещё сторонний наблюдатель может обратить внимание, что ни в каких казахских протестных активностях, будь то митинги, шествия или стычки с полицией, не участвуют русские. Совсем. Вообще. Никак. Те из них, кто придерживается модных либеральных взглядов, конечно, вскукарекивают в соцсетях, но на улицу они не идут. Почему так? Потому что
✔️ русские в Казахстане в принципе выключены из политической деятельности.
✔️ у русских Казахстана (власти, методично строящие моноэтническое общество, могут записать это себе в заслугу) нет ощущения сопричастности, нет чувства защиты чего-то своего. А вот годами исподволь прививаемое чувство "мы здесь чужие" - есть.
✔️ казахи, выходящие на площади, тоже не считают русских своими. Ибо орыстар - это потомки колонизаторов, временщики и вообще "чемодан, вокзал, Ресей". В каждом учебнике об этом сказано.
Так что любой протест в Казахстане - это всегда казахский, а не казахстанский протест. Такая вот этнополитическая особенность.
Вот мы недаром выше сравнивали западные области Казахстана с Киргизией и Украиной. В том смысле, что государство там является failed на уровне сознания обывателя. Дикое поле, лишь по советской и постсоветской инерции сохраняющее управляемость. На видео - нападение на акима (губернатора) Атырауской области.
Абсолютно популистский шаг властей (обещание снизить цену газа до 50 тенге /примерно 9 рублей/ в отдельно взятой области, при том, что его себестоимость на заводе 57 тенге) уже привёл к тому, что протесты вяло, но расползаются по всей стране с рефреном "хотим, как в Мангистау".
Ну и повторимся, что совсем неслучайно наиболее тревожные сообщения сейчас поступают из максимально казахизированных, читай - дерусифицированных населённых пунктов и районов.
А выбор у властей теперь небольшой. Восток же. Мягкотелость не поймут.
Похожие статьи:
04 января 2022, Вторник
Андрей Медведев: Ситуация сама по себе выглядит сложнее прежних
04 января 2022, Вторник
Казахский цугцванг. Последняя надежда на силовиков ...
11 января 2022, Вторник
Ввод российских войск в Казахстан "лучший выход из худших"
07 июля 2023, Пятница
Юрий Котенок: Добровольно в разряд неруси
08 января 2022, Суббота
В 1731 году была подписана грамота о добровольном вхождении Западного Казахстана в состав России
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.