Юрий Ткачёв: Что происходит под Горловкой?
Факты, гипотезы, слухи, интерпретации.
Об обострении обстановки под Горловкой в начале мая 2018 года много говорят и ещё больше пишут. Однако в условиях, когда целью большинства таких публикаций является не ввести читателя в курс дела, а произвести тот или иной пропагандистский эффект, понять, что происходит на самом деле, достаточно трудно.
Но мы попытаемся исправить эту ситуацию.
В украинских (и не только) СМИ можно прочитать о «боях за посёлок Чигари под Горловкой». Однако уже сама эта формулировка является совершенно некорректной.
Никакого «посёлка Чигари» под Горловкой нет и никогда не было. Чигарями называют юго–восточную окраину посёлка Ленинское (Южное, Пивденное), расположенного к северо–западу от Горловки и являющегося ближайшим к линии фронта населённым пунктом, контролируемым ВСУ.
Фактически, Чигари — это местное название дюжины домов, расположившихся вдоль улицы Садовой этого самого Ленинского (Южного). По минским договорённостям Ленинское осталось за правительственными войсками, то есть, формально говоря, улица Садовая («Чигари») тоже входит в сферу их ответственности. Однако фактически Садовая находятся на отшибе от основного посёлка: они разделены кладбищем, за которым расположены достаточно глубокие овраги, где протекает река Железная. А главное — над местностью господствует террикон шахты №21, контроль над которым имеет стратегическое значение: с него просматривается (и простреливается!) как всё Ленинское и его окрестности, так и западная часть Горловки.
Так вот, именно контроль над терриконом и был ключевой целью боёв последнего времени.
Интересно, что, в отличие от улицы Садовой, террикон (если верить кадастровой карте Украины) относится к Горловке. Т.е. попытка его захвата противоречит Минским соглашениям.
Операции предшествовало увеличение интенсивности боёв на другом участке линии фронта — в районе традиционно неспокойного посёлка Зайцево и его восточного соседа, посёлка Гольмовский. По всей видимости, таким образом ВСУ пытались отвлечь внимание защитников Горловки от настоящей цели их удара, хотя это только предположение.
Судя по всему, первая попытка штурма террикона произошла в ночь на 12 мая. Воспользовавшись неровностями местности, ВСУ удалось скрытно перейти через реку Железная и выйти на исходные позиции для штурма террикона в районе улицы Садовой. После чего была предпринята попытка захватить и сам террикон. По данным командования ДНР, атака была отбита, причём в её ходе ВСУ потеряли 9 человек убитыми и 5 человек ранеными.
Пресс-центр ВСУ решил прокомментировать события под Горловкой лишь 17 мая. Согласно сообщению, ещё в ночь на 8 мая бойцы 24-й механизированной бригады взяли под контроль «посёлок Чигари», уничтожив при этом до 15 солдат противника.
Сообщение пресс-центра ВСУ выглядит достаточно странно. Во–первых, неясно, почему успешную (якобы) операцию решили прокомментировать лишь спустя 10 дней после её проведения — обычно украинские военные рапортуют об успехах более оперативно. Более того, до 11-12 мая какие–либо сообщения о боях на северо–западных окраинах Горловки отсутствуют (как мы уже говорили выше, тогда речь шла об обострении на северо–восточном участке). Во–вторых, в сообщении ничего не говорится о ключевом объекте атаки — стратегической высоте. В–третьих, именно этому сообщению мы обязаны появлением в медиа–пространстве «посёлка Чигари»: не исключено, что в пресс-центре Объединённых сил «изобрели» посёлок специально для того, чтобы его «взять», чтобы иметь повод заявить о победе в далеко не победной ситуации.
16 мая в сети появилось видео, якобы записанное одним из военнослужащих ВСУ, в котором тот сетует, что им приказали «закрепиться в Чигарях», причём цели этого закрепления не ясны, и положение бойцов оставляет желать лучшего. Аутентичность данного видео остаётся под вопросом, однако его содержание в целом соответствует другим данным о происходящем на этом участке линии фронта.
Предположительное место записи видео — овраг вдоль устья реки Железной. Дома на заднем плане стоят как раз на улице Садовой/
Положение бойцов ВСУ, удерживающих позиции в «освобождённых Чигарях» и вправду было весьма незавидным: их позиции прекрасно просматривались (и простреливались!) с террикона. Единственной рациональной целью их пребывания там может быть удержание «исходных позиций», с которых — в теории — можно было бы попытаться повторить штурм террикона. Однако сложность этой задачи многократно возросла: взять врасплох силы ДНР на этом участке уже определённо не получилось бы. Использовать бронетехнику здесь тоже было весьма затруднительно: часть подходов к террикону для неё непроходима, в остальных же случаях наступление пришлось бы вести по открытой местности, к тому же неплохо пристрелянной артиллерией ДНР.
Поэтому противостояние, как это часто бывает на Донбассе, свелось к артиллерийским и миномётным дуэлям. Войска ДНР старались сделать неблагоприятное положение сил, занимающих позиции в районе улицы Садовой, решительно непереносимым и заставить их отойти оттуда, сняв таким образом угрозу новых штурмов террикона. ВСУ же обстреливали террикон в слабой надежде сбить оттуда силы ДНР, а также позиции артиллерии ДНР в пригородах Горловки в рамках контрбатарейной борьбы. Однако, как это часто бывает, снаряды нередко падали не только по позициям военных, но и по жилым кварталам: всего с 17 по 22 мая в Горловке и окрестностях из–за обстрелов погибли шесть человек, ещё 14 получили ранения.
Напряжённой оставалась обстановка и на других участках линии фронта под Горловкой. Так, 21 мая в Горловке заговорили о прорыве обороны на севере — в районе посёлка Гольмовский. В командовании сил ДНР подтвердили информацию и сообщили, что в результате атаки ВСУ в плен захвачены трое военнослужащих республики. В результате по Горловке даже поползли слухи о готовящейся эвакуации города и начале подготовки к уличным боям. Слухи, впрочем, были вскоре опровергнуты городской администрацией в лице мэра Ивана Приходько.
Весьма тревожно на общем фоне прозвучало известие о подрыве имеющего стратегическое значение моста в районе Красного Луча. В результате оказалось нарушено движение по трассе Н21 Красный Луч — Луганск. Что ещё важнее, обломки моста заблокировали железнодорожное движение по стратегической железнодорожной ветке, идущей от российской границы через Ровеньки в Дебальцево. Подобные диверсии с целью разрушения транспортной инфраструктуры нередко производятся в преддверии крупных операций, чтобы подорвать возможности противника по переброске сил и техники.
Вечером 21 мая появились сообщения о переброске в Горловку батальона «Спарта» — одного из элитных боевых подразделений армии ДНР.
По состоянию на 22 мая полной ясности в том, что именно творится на северо–западных окраинах Горловки, нет. Поступающие оттуда сведения носят достаточно отрывочный и противоречивый характер. По ряду косвенных признаков можно предполагать, что общая расстановка сил остаётся прежней. По всей видимости, силы ДНР продолжают удерживать террикон, ВСУ — позиции в «посёлке Чигари». Обе стороны усиливают своё присутствие в районе, однако делают это, по всей вероятности, не для того, чтобы подготовить и провести некие операции для кардинального изменения обстановки, а, судя по всему, чтобы иметь возможность предотвратить любые подобные попытки со стороны противника.
Как бы там ни было, «сражение за посёлок Чигари» уже стоило жизней примерно 50 военнослужащих с обеих сторон конфликта — и это явно ещё далеко не конец.
Похожие статьи:
24 мая 2018, Четверг
Павел Лыткин: Юго-Восточный фронт. 23 мая. Обстановка обостряется
03 ноября 2022, Четверг
Старше Эдды: Я честно не знаю, что происходит с Херсоном
08 июня 2018, Пятница
Павел Лыткин: В Аду платят кровью...
31 января 2022, Понедельник
Юрий Ткачёв: Вас обманули. Расходитесь
12 июня 2023, Понедельник
Юрий Котенок: Никогда еще в истории России к военному руководству не было столько вопросов
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.