Лев Вершинин: Взгляд из партера
Вечер. Тепло, но наконец-то не жарко. После прогулки с супругой и песиком просматриваю присланные ссылки. Кое-что интересно, хочется сказать пару слов, но настрой философический, и тянет в Горнее. Хотя бы на время. А потому предложу-ка я вам, дорогие гости блога, такую себе игру не игру, а некую шараду с подтекстом. Очень сложную, потому что без конкретики, но совсем простую для тех, кто и без конкретики поймет. А потом, наверное, задам вопрос. Но для начала...
Вот спрашивают: почему уже года два как общий настрой моего блога, да и тон мой изрядно изменился, а сам я ушел в "девятый ряд"? Хорошие люди спрашивают, не визгливые истерики. А другие хорошие люди уже и не спрашивают, просто превратились в фарфоровых болванчиков, общаться с которыми, помня, какими они были еще недавно, попросту страшновато. В связи с чем, разъясняя насчет настроя и тона, лелею надежду (слабую, правда, но тем не менее) до кого-то хоть так, но простучаться.
Итак, случилась такая у меня по жизни петрушка, что вырос я с твердым пониманием: "Всем известно, что Земля начинается с Кремля". Почему так оно вышло, то ли книжки, то ли старшие люди, то ли школа повлияли, но для меня никогда не было сомнений в том, что живу я в России, и Россия самая лучшая страна на свете. Не самая богатая, не самая удобная, не, не, не, - но самая лучшая, потому что даже в плохих своих проявлениях все-таки чуть лучше, чуть справедливее, чем остальные.
И что еще важно: родился я в УССР, которую воспринимал, как данность (Москва была вторым домом, а РСФСР чем-то умозрительным), но в Одессе. Имея в активе шесть поколений могил на старых кладбищах, а что это значит, смекайте сами. При этом много ездил, - археологические экспедиции, учился в Казани, семинары научные, литературные, да и туризмом увлекался, - изъездил всю "европейскую часть" РСФСР (в "азиатской", правда, был разве что на ДВ с "писательским десантом", да еще со стройотрядом на Чукотке),
и в Закавказье бывал, и в Прибалтике, а про Украину и говорить нечего. И почти везде, куда бы меня ни заносило, сомнений не было: это Россия. Не "страна русских", а именно Россия. Очень разная, но Россия. Белоруссия, но Россия. Украина, но Россия. Молдавия, но Россия. Татария, Башкирия (тогда еще "станов" не было), но Россия. И "русские области" РСФСР - тоже Россия. И даже тогдашний Северный Кавказ. Несмотря ни на какие различия, - да и пофиг мне были различия, потому что где бы я ни был, везде старался
учитывать мелкие местные прихоти (во Львуве, скажем, говорил на лемкивне, и меня сильно уважали, а в селах, помню, даже однажды назвали "паном студентом!). Но, правда, врать не будут, случалось и не так. В Прибалтике, кроме Латвии, ясно было: нет, не Россия. И в Тбилиси: нет, не Россия. Близкое, приятное, но не. И в Армении. И в Средней Азии. Разве что Казахстан (несмотря на азиатские лица) да еще, как ни странно, Баку, производили впечатление однозначное: да, Россия.
И вот когда в 1991-м "мою Россию", не спросясь у меня, порвали и начали грызть, я сколько мог, - а смог долго, в разных форматах, почитай, почти четверть века, - брыкался и шебуршился, чтобы помочь ей срастись обратно. Поскольку в том, что срастется, сомнений не было. Никаких. Ни на йоту. Отчего в 2014-м, когда уже казалось, поумнел окончательно, научившись смотреть на все с профессиональным холодком, рванул вперед и в самую глубь, с головой, как в омут. Просто потому,
что на какой-то миг, - довольно длинный, кстати, - показалось: вот оно, началось; Россия срастается. И тут уже все было ясно: вот, с одной стороны, где биколор, Безусловное Зло, провяленное дымом Второй Одесской Хатыни, считая за первую Сабанские казармы октября 1941, а вот, с другой стороны, где триколор, Безусловное Добро, какое ни есть, но безусловное по той бесспорной причине, что сражается с Безусловным Злом и безусловно его победит, потому что Зло победить не может.
А вышло как вышло. И опуская детали, главный вывод прост и очевиден: Россия, - моя Россия, - сраму не имет. Все стяги былых времен склоняются над ней, отдавая последнюю честь, и это всё. А что есть? Есть Украина (сами видите какая), и есть Российская Федерация (сами видите какая), и все прочие (какие бы они ни были), и поскольку Добро на 1/6 ныне вместе с Россией сраму не имет, на эти ошметки я вполне могу смотреть свысока и со стороны, посмеиваясь и совершенно за них не болея. Ибо не мое.
Так вот: перед вами отрывок из "Иди и смотри", снятого в моей России. Всем известный отрывок. Один из самых знаменитых. И я, коль скоро уже дело дошло до ответа на вопрос, сформулированный на старте, прошу вас, не обращая внимания на партизан, внимательно всмотреться в двух антигероев эпизода: молодого немца-карателя и тощего полицая, который переводит его откровения. Только повторяю, всмотритесь внимательно: персонажи сыграны живее живого, и это дает нам возможность многое понять.
Вот немец. Что мы знаем о нем? В общем, ничего. Вполне вероятно, что у себя дома он хороший парень. У него есть тато и мати, которые его любят, у него наверняка есть Гретхен, которой он шлет нежные письма, он, возможно, любимец всего двора и хочет быть инженером. Ну еще знаем, что фанатик. Бесстрашный. Идейный. До конца. Ибо мозги промыты начисто. И он хочет даже не поработить, но именно убивать. А отсюда главное знание: это враг. Осознанный. Насмерть. Которого нельзя не убить, потому что нелюдь.
А вот полицай. Инфы тоже минимум. Местный. Тощенький, лысоватый, прозрачные рыбьи глаза, короче, мелкая моль. Шпрехает неплохо. Но вот точное знание: пока думает, что силен, куражится, а столкнувшись с силой сильнее, прогибается предавая всех подряд, лишь бы спасти себя, свой комфорт и какой ни есть достаток. И вот еще одно главное знание: не случись война, жил бы он, как жил, и считался бы обычным, а то даже и приличным человеком. А окажись в РККА, глядишь, и медальку получил бы.
И все. Теперь вопросы. Первый: можно ли сочувствовать кому-то из них? Второй: можно ли при любых обстоятельствах, кроме как если ты сам такой, быть "за" немца? Третий: если так вышло, что вам на уровне подсознания невыносимо нужно быть "за кого-то", можно ли, ежели сам не такой, быть "за" полицая на том основании, что "а за кого ж еще?", и "все-таки наш", и "у него ж обстоятельства", и "он ведь (слушайте!) готов своими руками сжечь урода" или "он теперь за нас, потому что деваться некуда"?
Отвечать не надо. Просто думайте.
А вот питання № 4 вынесу в опрос...
Похожие статьи:
31 января 2017, Вторник
Дубовой: Спрашивают
02 марта 2017, Четверг
Вершинин: Разговорчики вне строя
14 февраля 2017, Вторник
Жучковский: О настроениях жителей Донбасса
27 января 2018, Суббота
Лимонов: Меня спрашивают, ну отвечаю..
06 апреля 2022, Среда
Загадочное
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.