Зотьев: И все же немного о Райкине. О Константине
О выступлении Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей 24 октября 2016 года, я писал исключительно немного, так как крайне не люблю углубляться в тему, пока вокруг нее царит сумасшедший ажиотаж. Теперь, спустя месяц после описанного выше события, можно спокойно поговорить на эту тему, как говорится, без эмоций и преувеличений.
Вкратце. Нарушив привычный ход мероприятия, Константин Райкин, которому предоставили слово, перевел обсуждение вопросов профессионального характера в культурно-политическую плоскость. В крайне эмоциональной форме он раскритиковал деятельность органов государственной власти, обвинив их в насаждении «гопнической цензуры», в закрытии выставок и спектаклей на основании «беззаконных, наглых и агрессивных наездов» проплаченных групп «якобы возмущенных и обиженных людей», манипулирующих понятиями «Родина», «патриотизм», «высокая нравственность». Райкин заявил, что театральное сообщество должно вспомнить о цеховой солидарности, объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве. По мнению Константина Райкина, власть не вправе решать, какие ценности нужны народу, она «вообще не должна вмешиваться». Интересно.
То, что Райкин выступил против власти, которая долгие годы его растила и лелеяла, конечно неожиданно, но вместе с тем ожидаемо. Его отец, Аркадий Райкин, тот самый, о котором мы думаем сразу как только вообще произносится фамилия Райкин, беззаветно ругал Советскую власть чем сыскал себе почет и уважение, потому что ругать власть все равно нужно, и кто-то должен это делать. Видно лавры отца не дают покоя сыну и он решил попробовать сходу пройти «в дамки». Но Райкин, который Аркадий, высмеивал пороки общества, тем самым решая определенную социальную задачу, а Райкин, который Константин, пытается преподнести эти же пороки в качестве добродетелей. Хотя ему, Константину, как никому другому нужно помнить о том, что именно благодаря советским временам, которые он так беззаветно ругает, ему достался и статус, опять же наследственный, и театр, который он сейчас пытается превратить в последний бастион борьбы с органами государственной власти, посмевшими вводить какие-то стандарты в культуре и искусстве, и с патриотическим сообществом России, представители которого хотят всего лишь жить в традиционном ценностном поле.
Кстати о социальной проблематике. Ряд экспертов и публицистов, довольно разумных и относительно непредвзятых, анализируя выступление Райкина и последующую за ним реакцию общества, обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальной проблематике, характерной для советского театрального искусства, отражающего нужды и чаяния простых людей. По их мнению, основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства. В отдельных материалах высказано мнение, что в будущем количество «дебоширов» и активно протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно нарастать, поскольку государство не формулирует четко свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чье творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания. Да и как в подобных условиях не плодиться «дебоширам», если сам Райкин, которого поддержала довольно серьезная часть творческой интеллигенции нового формата, публично призвал «объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве»? На лицо жесткое противопоставление определенной части творческой интеллигенции политике, проводимой государством, которое однозначно найдет понимание и поддержку в кругах антироссийской и либеральной общественности, пытающейся насадить в нашем обществе ложные и чуждые нам западные ценности. Вместо того, чтобы призвать созидать, творить, просвещать, высмеивать пороки и соблазны, мотивировать к самопознанию и саморазвитию и пропагандировать простые человеческие ценности, Райкин призвал творческую интеллигенцию на баррикады. И победа в данном противостоянии позволит нашей богеме абсолютно безнаказанно проводить в России выставки художников-педофилов, и ставить на сцене спектакли, пропагандирующие однополые отношения. Видимо это очень важно, раз за это стоит бороться. Очередная попытка меньшинства, которое почему то решило что оно и есть совесть нации, навязать свое видение большинству, которое живет прошлым и никак не может избавиться от «пагубного» советского наследия, а также подменить собой государство, отнять у него регулирующие функции в области культурной политики.
Но большинство оказалось боле агрессивным и мотивированном, чем ожидал Райкин его коллеги по цеху. После гневной и обличительной речи художественного руководителя театра «Сатирикон» активная часть населения России не только не капитулировала, признав ошибочность своих высказываний и поступков, но еще и ответила, консолидировавшись перед лицом новой угрозы. По России прокатилась волна пикетов, организованных в ряде крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве. В сети Интернет начался сбор подписей под петицией с требованием привлечь Константина Райкина к ответственности за пропаганду гомосексуализма в связи со спектаклем «Все оттенки голубого» о нетерпимости общества к людям нетрадиционной ориентации, который вызвал акции общественного протеста и был сорван в Санкт-Петербурге.
И это далеко не единственная реакция нашего иногда дружного сообщества на «бунт» творческой интеллигенции. Отдельной частью начавшейся общественной дискуссии стало опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова, более известного как Хирург. Он полагает, что под видом свободы «...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». Позицию Залдостанова поддержал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян - православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты. Попытка пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова защитить Константина Райкина и побудить Александра Залдостанова извиниться перед художественным руководителем театра «Сатирикон» за резкие высказывания, которая несказанно удивила не только меня, успеха не имела. Более того, информационное агентство «URA.RU» в этой связи распространило точку зрения представителя уральской ячейки мотоклуба «Ночные волки» Кайгородова, который заявил, что, прежде чем «поучать» одного из лидеров патриотического движения России, Пескову следовало бы «выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников». После этого, по мнению Кайгородова, с пресс-секретарем Президента РФ можно дискутировать по проблемам будущего России и её культурных ценностей. Песков, который не ожидал не то чтобы лобовой атаки, но даже реакции на свои высказывания со стороны общественности России, предусмотрительно прервал дискуссию и не стал настаивать на необходимости принесения извинений Хирургом в адрес Константина Райкина.
Неужели позиции патриотической общественности столь сильны, что Райкин в итоге остался в одиночестве? Нет, конечно это не так. К защите «взбунтовавшегося» Райкина сразу подключилась гражданка США Алексеева, которая привлекла к этому «правому» делу членов Московской Хельсинской группы. И это далеко не все. Телеведущий В. Познер, полностью разделяя позицию главного режиссера «Сатирикона», предложил «не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа». Аналогичной точки зрения придерживаются такие известные деятели искусства, как М. Захаров, А. Звягинцев, А. Джигарханян, А. Макаревич, Л. Ахеджакова, Е. Миронов, Е. Писарев, С. Безруков.
Раскол же в ряды творческой интеллигенции внес Никита Михалков, состоящий с Райкиным в довольно теплых дружеских отношениях, который заявил, что не вполне понимает, в чем именно ущемили Константина Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас. По словам Никиты Михалкова, чтобы отличить мнимую цензуру от настоящей несвободы и научиться уважительному отношению к оскорбленным чувствам верующих, «творческие работники» могут рискнуть и поставить в стране, исповедующей ислам, спектакль, порочащий пророка Мухаммеда. Более того, выступление Михалкова привлекло внимание и к другой, более очевидной подоплеке «бунта», к финансовой. Все дело в том, что театр, ставящий на своей сцене «голубые» постановки, финансируется исключительно за счет государственного бюджета. И денег не хватает. У театра. У Райкина все нормально. Являясь владельцем коммерческих предприятий, входящих в фирму «Райкин-Плаза» (четырехзвездочная гостиница, ресторан, торгово-офисный центр, а также высшая школа сценического искусства), Константин живет довольно безбедно. Злые языки даже поговаривают, что столь стремительному росту благосостояния Райкин обязан исключительно щедрым вливаниям бюджетных средств в театр «Сатирикон», но я не берусь утверждать что это именно так, так как прямых доказательств подобному у меня нет. Однако, справедливости ради стоит отметить, что своим демаршем Райкин все же добился желаемого. Мало того, что в 2016 году государство уже увеличило смету «Сатирикона» на 44 миллиона рублей, которая составила в целом 235 миллионов против 191 миллионов по первоначальному варианту, так еще и министр культуры РФ В. Мединский, который к слову сказать совершенно неожиданно принес Константину Райкину свои извинения, я так подозреваю что за всех нас и нашу «неправильную» позицию, пообещал изыскать дополнительные источники финансирования на 2017 год и не дать театру скатиться в пропасть, за которой следует неизбежное банкротство. Театра «Сатирикон», «Райкин-плаза» процветает.
Таким образом, общественная реакция на выступление Константина Райкина показывает, что в общественном сознании формируется запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры. Отсутствие ясной позиции государства в вопросе культурных приоритетов не способствует укреплению социального единства, побуждает отдельных активных граждан, общественные и религиозные организации к инициативным действиям, направленным против аморальных, по их мнению, постановок, спектаклей, выставок. Попытки ряда высокопоставленных чиновников и деятелей культуры самостоятельно защитить модные инновации блокируются распространением в СМИ материалов, ставящих под сомнение их авторитет, профессиональную и деловую репутацию и главное - моральное право руководить и давать советы обществу. Их лобби блокируется простым и понятным вопросом «А судьи кто?», который выбил из привычной колеи уже не одного сторонника новых моральный ценностей и инициаторов культурной революции по западному шаблону.
В одном лишь соглашусь с Райкиным – власть, это далеко не единственный носитель нравственности и морали в государстве, так же как и творческая интеллигенция. Не стоит забывать, что помимо двух этих прослоек общества на территории России собственно присутствует и сам ее многонациональный народ, налоговые отчисления которого помогают существовать и творить заведениям, подобным «Сатирикону». И глупо не учитывать вкусы и интересы населения, равняясь лишь на малочисленную элитарную прослойку, представителям которой интересно знать, что творится в душе несовершеннолетнего гея или как выглядят дети с точки зрения педофила.
Похожие статьи:
06 февраля 2017, Понедельник
Райкин назвал Россию "некрофильским государством"
14 ноября 2017, Вторник
Лимонов: Шекспиры вы наши!
18 ноября 2017, Суббота
Лимонов: Райкин в Одессе - по следам анекдота
30 октября 2016, Воскресенье
Лимонов: Государство боится обидеть нашу отсталую тухлую интеллигенцию
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.