Андрей Морозов: Занимательные тонкости зимней эксплуатации БПЛА-"электричек" и квадрокоптеров в частности
Пожалуй, вынесу эту тему из отчётов о приехавших ништяках в отдельный пост, посвящённый тому опыту, который КЦПН и "Призрак" накопили с того момента, как году этак в 2016-м, если я не ошибаюсь, использование квадриков для разведки, мониторинга ЛБС и корректировки арты и миномётов стало в 14-м БТрО явлением системным и постоянным. Тогда это были ранние "Фантомы", потом появился 4-й, потом 4 Pro, потом перешли на "Мавики", более удобные в транспортировке, работе и, главное, ремонте.
С одной стороны, работа коптеров и вообще БПЛА зимой и поздней осенью максимально эффективна - посадки стоят голые, спрятать в них что-то от коптера затруднительно, а зимой ещё и под ногами - белый снег-предатель, так что в якобы брошенной жителями деревне после пары облётов с интервалом в несколько дней не так уж сложно определить, в каких именно домах живут уважаемые партнёры, которых привозят и увозят приходящие затемно машины. А след на снегу от штабеля ящиков, выгруженного ночью с машины и тут же занесённого в дом или в подвал, расскажет, где хранят боеприпасы.
С другой стороны - литий. На позднеосеннем и зимнем холоде литиевые батареи электрических коптеров и аэропланов (И пультов! Пультов!), когда не работают (а при работе батареи коптеров себя немного "отапливают" своей работой), начинают превращаться в потенциальные проблемы. Когда ты - гражданский оператор и снимаешь красивые виды какого-нибудь старинного монастыря, например, в глубинке или просто бескрайних просторов земли русской, ты можешь пару потребных для этого батареек засунуть во внутренние, под теплой курткой, карманы одежды и доставать их оттуда только непосредственно перед запуском коптера. Да и вообще можешь на машине приехать, в которой печка есть и температура внутри машины - комфортная комнатная.
На фронте, чтобы максимально эффективно работать в самое эффективное для работы осеннее и зимнее время, оператору коптера придётся что-то придумывать. Потому что
- во-первых, забудь про машину. Ты тут с коптером не один, машина останется в ближайшем укрытии, на стартовую точку ты пойдёшь пешком, возможно - весьма далеко
- во-вторых, ты можешь взлететь далеко не сразу. Обстрел, работа РЭБ (Своего! С которым кто-то опять забыл договориться, да?), увязка полёта со своей пехотой и с соседями, которые стреляют во всё, что пролетает над ними, если не предупреждены тобой прямо перед вылетом... всё это может изрядно затянуться.
- в-третьих, если ты что-то нашёл интересное и тебе надо корректировать арту, которая это раздолбает или ты обеспечиваешь штурмовые действия мотострелков, ты в поле надолго - у тебя 5 или 10 батарей, которые не получится "засунуть под куртку", потому что на тебе броник (И каска, да. Ведь ты же не идиот, правда? Ты носишь СИБЗ?). А это - несколько часов на холоде.
О том, что нужно в такой ситуации оператору, чтобы не околеть и штатно отработать, мы поговорим в конце поста, гораздо важнее - что делать на морозе с охапкой литиевых батарей для коптера. Как говорится, "Люди выдержат, сначала позаботьтесь о лошадях". Чем больше литиевая батарейка проводит на холоде, тем большими сюрпризами может обернуться её эксплуатация в полёте. И обидно, согласитесь, будет потерять коптер за 200 000 рублей из-за того, что не потратил 3-5 тысяч на то, чтобы сохранить в тепле батарейку за 20 000 р., когда эта батарейка во время зависания над позициями противника внезапно "просядет" так, что до своих машина уже не дотянет. И уйдёт в снег при падении так удачно, что найдут аппарат только весной, сапёры, случайно.
Если бы речь шла о сохранении батареек не зимой в тепле, а летом в прохладе, то решение было бы очевидно - "сумка-холодильник" с "аккумуляторами холода", пластиковыми брусками, наполненными гелем, которые, положенные в морозилку, "запасают" холод, а потом "отдают" его воздуху внутри сумки. Думаю, много кто пользовался этой технологией как для хранения в полевых условиях, на выезде, лекарств, требующих холодильника, так и в виде многоразовых кубиков льда для прохладительных напитков. Цивилизация, мать её. Технологии, так их растак.
Сумке-холодильнику всё равно, с какой стороны у него тепло, с какой - холод, по уму она не "сумка-холодильник" называется, а "сумка изотермическая", так что она нам поможет и зимой - как термос, просто изолирует один объём воздуха от другого прокладкой из плохо прогреваемого и также медленно охлаждаемого такого же воздуха, только не вентилируемого, как оконный стеклопакет. А вот что использовать как "аккумулятор тепла"? Надолго ли хватит "аккумуляторов холода", если их нагреть до той температуры, при которой ещё не начинает плавиться пластик? Не осмысленно, короче.
Призраковскому оператору БПЛА в первую же зиму постоянных полётов самое простое решение этого вопроса подсказало проклятое советское прошлое, в котором существовало специальное приспособление для скрытного проноса водки на рок-концерты, почему-то продававшееся в аптеках с этикеткой "Грелка резиновая" ГОСТ 3303-82. Сейчас торговые сети проклятое советское лицемерие отринули и честно предлагают их как "Rubber bottle", "резиновые бутылки".
Получив распоряжение командования о том, что надо начинать подготовку к очередной серии облётов, оператор начинал оную подготовку с того, что ставил чайник. И шёл собираться. Перед самым выходом на задание он заливал грелку горячей водой, плотно затыкал пробкой и клал в рюкзак с батареями и пультом. В принципе, это работает, когда у тебя 3-4 батареи на коптер, и на этом твоя работа заканчивается, ты сползаешь со стартовой обратно в траншею и топаешь в тыл - греться, заряжать батареи и обрабатывать отснятое. А если у тебя 10 батарей? И приходится прерывать полёты, но не уходить со стартовой?
Сейчас у нас впереди первая полная, от поздней осени до ранней весны, не просто военная зима, а военная зима с массовой эксплуатацией коптеров и не менее массовым оснащением их комплектами из 5-10 батарей на машину. Такие комплекты у "летунов" неизбежно собираются, потому что, теряя птицу, с ней теряют одну батарею, а приезжает от волонтёров она хотя бы с двумя-тремя. И нам нужен
- уже готовый
- массовый, доступный всем в открытой продаже
- портативный
- удобный
- простой в использовании
- НЕ электрический
отопитель для рюкзака с коптером, батареями и пультом.
В поисках такой штуки нам, возможно, снова придёт на помощь опыт КЦПН. Хотя это не точно и нужна практическая проверка идеи.
Годами работая в условиях жёсткой ограниченности ресурсов, КЦПН вынужден был искать во всех сферах максимально эффективные решения, в том числе и в сфере, например, утепления личного состава на зиму в ситуации, когда обеспечить всех полностью самой лучшей зимней обувью, термухой и зимней формой не получается и никогда не получится - просто нет таких бюджетов. Соответственно, надеясь, что люди сами на свои зарплаты военные всё-таки смогут что-то себе купить из "зимки", ищешь какое-то решение, в добавок к их собственному, у каждого индивидуальному, в котором решении каждый потраченный на утепление рубль сыграл бы на все 100% и купленное грело бы людей на боевых постах всё время, без перерывов на отпуска и увалы, без "никому по размеру не подходит", без отправки в домашний шкаф с формулировкой "нет, я не буду это сдавать при увольнении, это мне лично подарили".
Так КЦПН ввёл в массовый оборот на фронте вещицу, давно знакомую туристам - портативную каталитическую бензиновую грелку. Наши постоянные читатели могли видеть их в отчётах КЦПН 2018-2020 гг, для остальных вынесу сюда фотку двух таких грелок из свежих партий, полученных со 109-м и 110-ми грузами КЦПН от нашего московского координатора.
Такие грелки, производившиеся её в Советском Союзе, а сейчас делающиеся по всему миру значимым количеством контор, работают как беспламенные окислители бензина. Тот самый пресловутый "глоток бензина для смертельно раненого кота" заливаем в бачок, насаживаем катализатор, подогреваем его зажигалкой, закрываем крышку теплообменника и убираем медленно разогревающуюся грелку в чехол. И порядка 10 часов она греет вам спальник или руки, или куда вы захотите её засунуть. В сети, параллельно с массой предложений самих грелок, вы найдёте не меньшее количество советов бывалых туристов о том, как и чем именно правильно заправлять грелки, как правильно прогревать катализатор и т.д. У нормальных производителей в комплекте ещё и доходчивая инструкция.
Наиболее распространённая заправка для таких грелок - бензин для заправки зажигалок. Если нужны "промышленные количества", подходит деароматизированный бензиновый нефрас "Галоша", который есть и в поллитровых, и в пятилитровых ёмкостях. Заправленные обычным бензином, такие грелки обычно адски прованивают соответствующим запахом одежду пользователя.
Если раньше КЦПН массово завозил такие грелки для "отопления" зимой часовых на постах, а также разведчиков и снайперов в засадах, то сейчас портативные каталитические грелки, вполне возможно, могут сослужить добрую службу операторам БПЛА и помимо своего непосредственного функционала - обогрева рук пилотов перед и в промежутках между вылетами. Служба БПЛА одной из бригад в ДНР уже запросила у нас (и мы отправили) несколько таких грелок на тест - насколько удобным будет их использование в комплекте с изотермическими сумками или простыми рюкзаками, в которых переносятся рабочие комплекты коптеров. В "Призраке" тоже будем тестировать их в такой роли. Более удобного способа прогревать 8-10 часов на ветру и холоде рюкзак с батарейками для коптера пока не придумали, кто придумает - пишите в каменты, а мы пока что вернёмся к теме зимнего оснащения операторов.
Небольшое лирическое отступление. Вообще, культура работы с БПЛА при обеспечении боя местами у НМ ЛНР/ДНР и ВС РФ хромает настолько чудовищно, что слов нет. Командиры подразделений сами летают, сами, как могут, корректируют арту, сами, параллельно, управляют боем. А, по-хорошему, это должны быть три разных человека в группе управления, как у нас в батальоне. Оператор БПЛА, который занимается только тем, чтобы квадрик правильно отлетал и вернулся, офицер-артиллерист, который стоит у него за плечом и, глядя на изображение, даёт в рацию корректуры или сразу поправки в прицел своим коллегам, и руководящий боем командир батальона или его заместитель, который отдаёт по своей рации приказы - кому куда бежать и кому куда стрелять. То есть руководит боем и думает только о руководстве боем, а не о том, что вот сейчас надо бы машину оттянуть чуть назад от цели, посмотреть, не повылазили ли укропы из укрытий, пострелять по коптеру. Вот как выглядит нормальная работа коптера-корректировщика в бою. И да, помимо него часто в том же бою дополнительно используются "миньки", DJI Mavic 2 Mini, поднимаемые пехотными офицерами в интересах "заглянуть в ближайший укропский окоп" для пехоты). Заставлять оператора во всех тонкостях изучать работу арткорректировщика или, ещё круче, отращивать у командира подразделения два полноценных дополнительных скилла - корректировщика и оператора БПЛА, конечно, можно. Но, в случае выбывания по какой-то причине такого универсального специалиста, вы теряете сразу два или три функционала, поэтому гораздо эффективнее, при наличии свободного времени у специалистов, учить отдельных дополнительных людей - отдельно командиров, отдельно арткорректировщиков и отдельно операторов БПЛА. Потому что, даже не говоря про боевые потери, люди хотят ходить в увалы, хотят хотя бы короткие, но всё-таки отпуска, и, наконец, их могут повышать или переводить в другие части. И из-за отсутствия одного человека, универсального спеца, будет резко проседать продуктивность работы всего подразделения. Зачем?
Этак лирически отступил я сейчас ради того, чтобы заострить ваше внимание на одном очень важном моменте. Оператор БПЛА и зимой тоже должен быть весь в своей, конкретно своей работе, а не в мыслях о том, отморозит он или не отморозит руки или ноги, не в мыслях о том, когда же это всё закончится и можно будет пойти в тепло, хлопнуть чайку-кофейку, погреть ноги у печки. Кстати, зимой с оператором БПЛА особая печаль ещё и в том, что он при работе должен быть неподвижен, то есть мёрзнуть он будет быстрее окружающих. Даже тех двоих, что рядом стоят и заглядывают ему через плечо.
Что можно порекомендовать в связи с этим кроме обычного "правильно тепло обуваться и одеваться", флисового баффа-балаклавы и термоса с горячим кофе? Я уже неоднократно пеарил в качестве лучших зимних варежек для комсостава, БЛАшников и связистов флисовые беспалые перчатки с накидной варежкой примерно вот такого вида. Добавить к предыдущим репликам могу только одно - в случае с БЛАшниками следует сразу после покупки обшивать большие пальцы перчаток плотной тканью или тонкой кожей, иначе флис стремительно протрётся джойстиками пульта. И проблема будет даже не в том, что пальцу холодно, а в том, что "лохмотья" будут цеплять за джойстик.
Разумеется, кроме "пассивных мер утепления" должны быть и активные. И вовсе не обязательно ограничивать их только второй каталитической грелкой, такой же как та, которая будет не давать промёрзнуть батареям квадрика. Кроме многоразовых каталитических грелок существуют одноразовые химические грелки множества разных моделей/производителей, для рук и для обуви, которыми очень неплохо снабдить на зиму расчёты коптеров. Если чувствительность и моторика пальцев ног оператора не суперкритичны во время полёта, то, согласитесь, тёплые, штатно работающие пальцы рук ему для управления дроном критически важны.
На этом позвольте закончить очередную экскурсию в военное дело как в совокупность множества смертельно важных мелочей и заняться таки уже отчётами по грузам, в которых отчётах текста будет сильно меньше, а фоток приехавших ништяков - сильно больше. Спасибо огромное всем, кто нам помогает!
КЦПН продолжает работу!
Похожие статьи:
14 апреля 2022, Четверг
Андрей Морозов: Зачем нужны на фронте малые БПЛА
19 июля 2023, Среда
Андрей Морозов: Нужны специальные расчёты БПЛА-истребителей
07 июня 2017, Среда
Андрей Морозов: Небольшие пояснения по ситуации вокруг начавшейся атаки ВСУ у Желобка
25 декабря 2018, Вторник
Андрей Морозов: Кажется, началось давно ожидаемое
27 января 2017, Пятница
Андрей Морозов: Мнения по К25
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.