Дмитрий Лысаковский: Советы оператору БПЛА
Однажды зимой, при работе на Авдеевской промке, мне коллега-дроновод из соседнего полка показал сообщение от комбата: «Прое?*щь мавик – иди и покупай за свои, всего 400 тыщ стоит, иначе штурмовать пойдёшь!» Сказать, что я охренел – это ничего не сказать. Тыщу раз говорили миру, что мавики – это расходники. Тыщу раз было сказано, что мавик, сделавший два вылета, себя окупил – поскольку сэкономил государству выплату в 5 000 000 за убитого. Но мы ж не учимся. У нас же нет желания смотреть дальше собственного двора…
Понять командование тоже можно. Мавиков нет, но они нужны. Те, что есть, эксплуатируются и в хвост, и в гриву (некоторые борта совершают по 2-3 десятка(!) вылетов в сутки). При этом нет никакой вменяемой ТЭЧ (Технико-эксплуатационной части), а она должна быть: продувать моторы от песка в окопах – удел упорных. Но все эти проблемы – организационные, и наличие этих проблем не меняет того факта, что любой беспилотник – это расходник. Вы же не считаете вечными пушки или танки?.. Да, у них есть срок службы – но они могут не вернуться с боевой задачи. И для того, чтоб они вернулись, и нужно мастерство экипажа, которое в штурмах не нарабатывается.
Нет такого пилота, который бы не потерял беспилотник, а если есть – то он не пилот, а тепличный овощ. Все опытные эксплуатанты БПЛА имеют счётчик потерянных бортов на десятки, профессионалы и инженеры – на сотни штук. Увы, это неизбежность, но понять это могут не все. В среде ФПВшников ходит шутка о том, что скоро борта-камикадзе после выполнения боевой задачи нужно будет сдавать на склад, и эта шутка, увы, содержит лишь долю шутки. Если ваш командир – ровесник Джо Байдена, проблема может оказаться ближе, чем вы думаете. Золотое Первое правило – «никакое железо не стоит человеческой жизни» - в некоторых частях работает лишь с приближенными командования, а не с рядовыми бойцами.
(Некоторые нечистые на руку бойцы находили в таком положении дел собственную выгоду: места обильного падения «мавиков» известны, там их можно набрать и продать волонтёрам «на восстановление», а дальше – трава не расти)
Тем не менее, у нас получалось находить некоторые борта. И для этого мы пользовались некоторыми как организационными, так и техническими решениями.
1. Обязательно подпишите борт. Лучше – гравером или вырежьте на нем подразделение и ваш позывной (если борт ваш личный), дайте борту имя. Подпись позволит избежать неприятных ситуаций в духе «вас тут не стояло». Напишите на нем (это можно маркером) ваш телефон, если вы в зоне действия сети, или телефон кого-нибудь, кому доверяете и кто будет на связи. Обязательно отфотографируйте серийник борта – у «мавиков» он в виде QR-кода сбоку в батарейном отсеке.
2. Возврат домой почти всегда идет по заранее известной траектории. Как правило, на ЛБС вас интересуют максимум 5-6 объектов. Постройте несколько маршрутов и возвращайтесь строго по ним. И борт искать проще, и свои будут предупреждены: тут летают наши, стрелять не надо.
3. Борт умеет определять свои координаты и сообщать их в режиме «Найти мой дрон». Если чувствуете, что падаете или не дотягиваете – включайте “gps_on,” (ну или ползуночком на пульте до красных спутников), всё равно спуфинг вам уже не грозит, вы до себя-то дотянуть не можете. На земле борт тоже может ловить спутники. Есть шанс, что он определит свои вменяемые координаты и передаст их вам на пульт, и вы сможете его найти с точностью в несколько десятков метров.
4. У борта есть режим включения посадочных огней и писка. Если связь с бортом есть – включайте и ищите по звуку, писк борта слышен на сотни метров ночью. Такой же режим есть и у некоторых FPV.
5. Используйте вынос, расположенный высоко, а «в полях» используйте бустер. Это позволит подловить сигнал еще не выключившегося дрона, даже лежащего на земле.
6. Оборудуйте борт маячком. Многие используют GPS-трекер – он вряд ли будет работать без покрытия сотовой сети, но иногда это тоже решение. Есть и «тигромух» (tbeacon.org) – берите версию без ЖПС (Lime), или же нужно его настроить так, чтоб он в открытом эфире не передавал координаты упавшего борта. Минус тигромуха (это бывший Rockwell от «Первого слона») – хозяева, видимо, не совсем патриоты РФ и при упоминании СВО смотрели на покупателя с осуждением и негодованием. Однако само изделие очень зачётное. Но, повторюсь, в штатной настройке маячок Onyx (с ЖПС) может вас до смерти скомпрометировать. В прямом смысле. Limе же будет просто пищать и координаты борта спалит лишь в радиусе 4-5 километров на специальную аппаратуру РЭР, умеющую в триангуляцию. Пользуйтесь на свой страх и риск. Тут действует Второе правило –«Знай своё железо». Хорошим приобретением будет приемная антенна Удо-Яги: она позволит, водя антенной из стороны в сторону, локализовать направление на борт.
Я применяю эту систему либо на достаточном удалении от ЛБС, либо очень осторожно, давая борту "отлежаться" в месте посадки. Да, это может стоить батареи - но не стоит жизни.
7. Ещё один вариант радиопоисковой системы – ошейники для собак Garmin. Они тяжелее (при весе Тигромуха в 40+ грамм этот весит грамм 300, на сайте яндекс-маркета – 1000, но это неправда), они чуть более защищены от перехвата (используется собственный протокол и сигнал слегка шифрован), и имеют задекларированную дальность действия в 14 километров. Естественно, к ним нужен приемник. Весь комплекс обойдется тыщ в 100-150, но для больших аппаратов, типа Матрасов, Мух или Муравьев, всяких самолётов - это может иметь смысл.
8. Обратите внимание, что «мавики» очень быстро расходуют батарею даже не в полете. Это связано с необходимостью питать внутренние схемы и систему их термостабилизации. Работающий «мавик» всегда на десяток градусов теплее земли, на которой он лежит, и легко обнаруживается в тепляк, пока работает батарея. И да, в тепляк смотреть можно и днем.
Тем, кто облетал свой участок ЛБС и знает его досконально, эти советы вряд ли понадобятся. Однако, надеюсь, количество бортов, возвращённых пилотам, благодаря этим советам вырастет.
Похожие статьи:
08 июля 2024, Понедельник
Дмитрий Лысаковский: Помните - у осетрины свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя
11 февраля 2024, Воскресенье
Дмитрий Лысаковский: Ключи от Авдеевки - в небе. Ключи от неба - в головах инженеров
11 июля 2023, Вторник
Алексей Колесников: По преступлению мигрантов против русского парня
18 июля 2017, Вторник
Снайпер Поэт: Заявления космических масштабов
10 декабря 2023, Воскресенье
Северный ветер: Стоимость обучения - 220 тысяч рублей
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.