Лев Вершинин: И НА КРАJУ САБОР ПРЕДЛАЖЕ...
Дводневно заседање Светог Архијерејског Сабора Српске Православне Цркве (6. – 7. новембар текуће године) било је посвећено трима главним темама – стању на Косову и у Метохији, унапређењу школства и просвете у Српској Православној Цркви и црквеној кризи у Украјини после најновијих одлука Цариградске Патријаршије. Своје виђење стања на Косову и Метохији, као и перспективу борбе за очување те мученичке српске покрајине у саставу Србије у условима непрестаних провокација вођства лажне државе и сталних притисака великих западних сила, Сабор је предочио нашој јавности посебним саопштењем, -
то есть: на заседании Синода Сербской Православной Церкви (6-7 ноября) рассмотрены три вопроса - ситуации в Космете, улучшение образования СПЦеркви и церковный кризис наУкраине после недавнего решения Фанара. Позиция по вопросу в Косово и Метохия изложена в отдельном заявлении Синода, а позиция по "украинскому вопросу" такова: (а) реабилитация анафемы Денисенко и самосвята Малетича канонически необосновано, поэтому СПЦ их не признает и в общение с ними не вступает; (б) Синод предлагает Фанару и всем поместным Церквям обсудить "украинский" вопрос на Всеправославном Соборе.
Обещал и выполняю.
Новости две: одна очень хорошая, другая как всегда.
Начинаю с первой: на все три запроса, отправленные глубокой ночью, ответы пришли незамедлительно, и сорока прилетела рано утром. Теперь по второму пункту...
I. К сожалению, это не решение Синода. Будь это официальным решением Синода, под сообщением вообще не было бы подписи (как под официальным решением по Космету), а в данном случае имеет место изложение индивидуального мнения Вл. Иринея, епископа Бачки, изложенного в выступлении на заседании, за его личной подписью. Поскольку заседание закончилось 7 ноября и все "соборные" решения уже преданы гласности, а по "украинскому вопросу" ничего, кроме мнения Вл. Иринея, так и не появилось, вывод ясен: никакого "общесоборного" решения СПЦ по украинской "автокефалии" нет.
II. Иначе говоря, голосования не было, состоялся обычный обмен мнениями. Личная позиция Вл. Иринея естественна. Как я уже писал, он - лидер "крайне русофильского" (не путать с "прокремлевским", которого нет вообще) крыла архиереев СПЦ. Таковых немного, их мнение уже не определяющее, но высказываться им не мешают, и если на сайте опубликованы тезисы "крайнего русофила", это означает, что Патриарх Ириней публикацию благословил, - но только за личной подписью епископа Бачки, то есть, как индивидуальное мнение (подарок Москве для внутреннего пиара, никак не влияющий на отношения с Кнстплем).
III. Факт публикации именно этого личного мнения, которое, если станет официальной позицией СПЦ, может подкрепить позиции Москвы и осложнить созыв "объединительного собора" в Киеве, ударив по интересам Вашингтона и Фанара, объясняется резким недовольством Сербской Церкви событиями вокруг Косова и Метохии, то есть, ускорившимися темпами подготовки заключения "всеобъемлющего договора" между Белградом и Приштиной, о чем я подробно писал вчера. В отличие от светских властей Сербии, в отстутствие поддержки Москвы уже практически сломавшихся, позиция СПЦ по этому вопросу предельно жестка,
IV. что открыто выражено в официальном заявлении Синода по ситуации в Космете, где прямо сказано и о "невозможности ставить под сомнение полный суверенитет Сербии в Косово и Метохии", и о "недопущении в этом вопросе политических уступок", и о "недопустимости международного давления с целью отказа Сербии от суверенита с последующим вступлением Косово в ООН" и даже о "ложной позиции" сербских властей, что означает предел публично допустимого осуждения. Учитывая, что СПЦ, в отличие от некоторых иных поместных церквей не является придатком государства, полностью покорным в обмен на печеньки, в связи с чем сохраняет статус "совести нации" (ее уважают даже атеисты), это крайне серьезно.
V. Короче говоря, Синод и лично Патриарх Ириней ведут тонкую игру сразу по трем направлениям:
(а) "Саше" и вообще "западникам" в руководстве Сербии предельно открыто сообщают, что дальнейший прогиб перед Вашингтоном и Берлином может привести их к ссоре с СПЦ и, как следствие, к серьезному конфликту с общественностью,
(б) Москве, крепко ударив по интересам Штатов и Фанара осуждением двух киевских расстриг и неприятием их реабилитации Кнстплем, дают понять, что все еще ждут от нее реальной поддержки по "косовскому" вопросу и готовы эту поддержку, если Москва все же решится ее оказать, щедро компенсировать, оформив позицию Вл. Иринея, как официальную,
(в) Штатам же (а также и Берлину) прозрачно намекнуто: не перегибайте палку, - но без лишней жесткости, ибо удар нанесен конкретно по уязвивым персоналиям, но при этом даже в личном мнении Вл. Иринея нет речи ни о присоединении к решению РПЦ о разрыве евхаристического общения с Фанаром, ни об осуждении отмены томоса 1686 и учреждении Киевской митрополии, ни даже о недопустимости "объединительного собора", - то есть, в целом, имеет место лишь общая поддержка РПЦ и сетования на Фанар, - а насчет Всеправославного Собора сказано не захтева (требует), не инсистра (настаивает), даже не сматра да је то неопходно (считает необходимым), а всего лишь нейтральное предлаже (предлагает).
VI. Данная позиция абсолютно логична: Синод СПЦ тоже не намерен перегибать палку, провоцируя максимально жесткий ответ Штатов и Фанара, способный изменить статус-кво по Македонии (в отличие от "украинского" сюжета являющегося для СПЦ вопросом номер один). То есть, даже если Москва ужесточит позицию по Косово и личная позиция Вл. Иринея в том виде, как она озвучена (а дополнений после публикации исключены) будет официально оформлена, как решение Синода СПЦ, это никак не выведет Данилов монастырь из изоляции по ключевому вопросу (разрыву евхаристических связей с Фанаром).
VII. Однако:
(а) Синод СПЦ прекрасно понимает, что Москва позицию по Косово не ужесточит, - то есть, договариваться нужно все-таки со Штатами, - и в этом смысле резкое отрицание Денисенки вместе со всем его клиром, тоже, как ни странно, играет Штатам на руку, усиливая их позиции в пресечении претензий "Фили" на сохранение влияния,
(б) поскольку теперь, ссылаясь на позицию СПЦ, Штатам могут отказать Анафеме во всех его требованиях, - титуле "почетного патриарха", посте главы "Синода автокефалии", а главное, в продвижении его креатуры, "митрополита" Епифания, - окончательно обеспечив взлет архиепископа Иова (Геча). И Штаты, безусловно, это оценят, уплатив должок как в "македонском" вопросе, так и взяв под защиту приходы СПЦ в Косово, тем паче, что общественное бурление в Сербии им ни к чему,
(в) и между прочим, Фанару такой, казалось бы, неприятный для него поворот тоже подходит, ибо дает ему основания ограничить украинскую "автокефалию" подконтрольной архиепископией, забив за собой сочную поляну, так что, и тут по "македонскому" вопросу СПЦ может ждать понимания.
Вот так, по мнению людей, которые в курсе, обстоят дела с заявлением Синода СПЦ, и это неутешительно, однако утешает, что великий человек, которому ситуацию изложили в варианте для силоса, на базе сообщений в лояльных СМИ и без ненужных деталей, - как нащебетала сорока, - очень доволен очередной перемогой, а для истинных патриотов Российской Федерации большего утешения быть не может...
Похожие статьи:
03 сентября 2018, Понедельник
Лев Вершинин: Вечер в Византии
14 ноября 2018, Среда
Лев Вершинин: Так точно, брат мусью!
04 мая 2023, Четверг
Лев Вершинин: Послесловие к не-спору
01 декабря 2017, Пятница
Протоиерей Всеволод Чаплин. Троянский конь лжепатриарха Филарета
13 августа 2017, Воскресенье
Снайпер Поэт: Оправдание надежд
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.