Боевой листок » Андрей Морозов | Мурз | kenigtiger » Андрей Морозов: По проблематике радиосвязи "брони"

Андрей Морозов: По проблематике радиосвязи "брони"

Андрей Морозов: По проблематике радиосвязи "брони"

Думаю, многие читатели этого канала уже видели мои тексты, посвящённые проблематике радиосвязи брони, танков, БМП, БТРов, БМД и самоходок с пехотой на поле боя. Кто не видел, три наиболее объёмных системных, выложенных в ЖЖ, вот - первый, второй, третий.

Если кратко, то с 2014-го года ребром стоял вопрос о том, что надо чем-то заменять старые советские радиостанции Р-123 и Р-173, стоящие на основной массе нашей бронетехники. В 2022-м году этот вопрос обострился ещё сильнее. В начале войны и при "деэскалации" было потеряно огромное количество танков последних моделей и другой современной брони, на которых стояли радиостанции комплекса Р-168, имевшие хоть какое-то шифрование. Соответственно, массово снимаемые с хранения старые танки и БМП, которыми стали заменять убыль новых машин, имели станции Р-123 и Р-173.

Вариантов действий у командира на поле боя было немного - или командовать техникой по открытому каналу, или пусть командир машины возьмёт в танк или БМП портативную станцию с закрытым каналом и как-то высунет наружу антенну. И так воюет, перекрикивая пушку, пулемёт и дизель. Кадры антенны портативного "Азарта", торчащего из башни БМД, кажется, думаю, все интересующиеся видели.

Что сделали укропы? Укропы сразу после Дебальцево, отрефлексировав проблему, начали массово переводить технику на цифровые "Моторолы". Через 7 лет, к началу СВО, "Моторолами" у них были оснащены даже ПТСы, с которых они в глубоком тылу тренировались ставить противодесантные мины под Одессой.

Результат - к началу СВО у укропов было превосходно отлажено взаимодействие техники с пехотой, и как-то выхватить из общего радиообмена технику, пока не услышишь как она урчит мотором, было невозможно - стандарт связи один, а мощность базовой станции легко уменьшается до портативной.

У нас - по первому включению антикварной ламповой Р-123 или чуть менее антикварной Р-173 противник понимал, что в район вышла броня, и надо поднимать коптеры и готовиться отражать атаку.

Что сделало МО РФ? Резко форсировало выпуск базовых возимых версий "Азартов", которыми по проекту планировалось оснащать бронетехнику, но всё украли? Нет.

Закупило вместе с портативными китайскими "Кирисунами" базовые станции и заказало кому-то их массовую адаптацию к бронетехнике? Нет.

МО РФ максимум что смогло - организовать прифронтовые мастерские, в которых связисты, оторванные от своих штатных задач, могли бы хоть как-то переработать поток неисправных Р-123 и Р-173 в что-то исправное. Собрать "одну из двух", "одну из трёх".

Для меня же, повоевавшего в 2014-2015 гг начальником связи механизированного батальона (по штату - 42 танка, 10 штук лёгкой брони, 6 самоходок "Гвоздика") и потаскавшего по Дебале железный гробик Р-159 на спине, вопрос наличия и качества радиосвязи брони и пехоты был вопросом ключевым.

Ещё до того как я в 2019-м году вернулся на службу в НМ ЛНР, уже в 14-й БТрО "Призрак", все БМП и другая лёгкая броня "Призрака" были, благодаря Координационному Центру Помощи Новороссии, оснащены "Моторолами". Мы пробовали двигать "цифровизацию связи на броне" дальше в 4-ю бригаду, но дальше экспериментальных установок "Моторов" на танках дело не пошло. Никому из лиц, принимающих решения, это просто не было нужно.

"Зачем? Вы же - для мебели. Если что - придут ВС РФ и всё сделают, вы в сторонке постоите".

Итог - страшный вопрос продолжал стоять ребром и забирать жизни наших танкистов и пехотинцев.

В чём проблема "поставить современную цифровую радиостанцию в танк или БМП"?

Наименьшая проблема - питание. 26 Вольт бортовой сети танка делятся пополам преобразователем питания и станция успешно запитывается.

Сильно сложнее - адаптация радиостанции к ТПУ, "танковому переговорному устройству", совокупности кабелей, блоков, нагрудных переключатаелей (тангент) и шлемофонов экипажа, благодаря которому ТПУ экипаж машины боевой может беспрепятственно общаться между собой и с десантом в бою сквозь грохот стрельбы и рёв дизеля.
ларингофоны, зашитые в "ошейник" шлемофона, снимают колебания с гортани говорящего, а дальше через усилители всё передаётся в наушники тех же шлемофонов. Захотел кто-то поговорить по рации с другими машинами или пехотой - шёлкнул тумблером, поговорил. Захотел его другой член экипажа в этот момент срочно пообщать - зажал клавишу циркулярного вызова у себя на тангенте, "сбросил" весь экипаж во внутреннюю связь, сказал срочное. И всё это на ощупь, не отрываясь от приборов наблюдения.

Не интегрирована рация в ТПУ - отвлекайся от боя, кричи в тангенту рации и пробуй как-то услышать то, что тебе крикнули в ответ. Теряй драгоценные секунды, а то и минуты.

Вот эта самая интеграция современной цифровой радиостанции в советские ТПУ - дело одной печатной платы, к которой с одной стороны подводится низкочастотный тракт станции, а с другой стороны - разъём ТПУ. По заданию украинского МО в Киеве с этим справились быстро и развернули массовое производство таких комплектов интеграции под маркой "Лыбедь".

В ВС РФ зашли с козырей. Мало того, что просто забили на подготовку таких "мобилизационных технологий", так ещё и практически все портативные радиостанции комплекса Р-168, совместимые по шифрованию с Р-168 на танках, "слили" в качестве средств связи "БАРСам", у которых брони не было, и которые эти Р-168 с повально дохлыми батарейками (о чём я писал) вообще никак разумно использовать не могли. Итог печален.

Поэтому, когда ко мне обратились добрые люди с предложением не просто финансовой, а именно научно-производственной помощи в области связи, то я попросил их - "Сделайте массовый типовой комплект адаптации цифровых базовых станций к советским ТПУ Р-124, Р-174 и 1В116 (1В116 - это то, что стоит на самоходках)".

И, пока мы занимались другими вопросами, дядьки на собственных ресурсах, в собственное свободное время повторили, даже с некоторыми улучшениями то, что сделали в своё время в ВСУ и то, что следовало бы продумать нашим женералями, но у них лапки.

Дядьки круты, и сегодня у нас ночь презентации изделия "Сотник-БЛ", которое уже прошло "обкатку танком" (100 км марш в полигонных условиях) и передано в нескольких экземплярах опытной серии в войсковую эксплуатацию.


На этих фотографиях вы видите изделие "Сотник-БЛ", из которого, из-под прозрачной защитной шторки, выглядывает цифровая радиостанция Lira DM-1000.

Не сделано никаких могучих прорывов и невероятных открытий. Сделана максимально удобная и технологичная вещь, которая спасёт тысячи жизней наших бойцов.

Конкретные решения по антенне и антенному выводу ещё будут дорабатываться, в этом комплекте "черновой вариант", так сказать. Поэтому пройдёмся по остальному.

Во-первых, в отличие от украинского решения, все провода/шлейфы и прочее убраны в единый прочный корпус, имеющий штатное крепление на стандартный узел крепления радиостанции в советской бронетехнике. С торца, обращённого вперёд по движению танка, выведены стандартный разъём питания и разъём ТПУ. В третий разъём - USB-B, выведен программатор радиостанции.

Во-вторых, помимо преобразователя питания, конструкторский коллектив включил в систему собственный аккумулятор для станции, позволяющий как программировать её без "включения массы" на бронеобъекте, т.е. без замыкания основной электроцепи машины, так и работать с радиостанцией в режиме дежурного приёма. Ну и в случае если при повреждении бронемашины будет перебит бронекабель питания, станция ещё значимое время сможет работать, обеспечивая выход машины из боя или прикрытие пехотой танкистов, покидающих подбитую машину.

В-третьих, с другого торца корпуса размещены выходы для питания/зарядки USB-устройств и 12-вольтовый вывод питания автоприкуривателя. Они предназначены в том числе для того, чтобы экипаж, действуя в отрыве от источников тока бытовых электросетей мог запитать от "Сотника" зарядный "стакан" портативной радиостанции и всегда иметь заряженную портативную радиостанцию для передачи пехотному командиру, работающему вместе с бронёй, если у него таковой нет. Ну и навигационные андроид-устройства, разумеется, тоже сможет запитать. И пауэрбанки пехоте зарядить.

На том же заднем торце станции размещены гнёзда предохранителей, запас которых входит в комплект ЗИП изделия.

Опережая первую серию вопросов - "А почему только под "Лиры"?", скажу, что "Сотник" планируется делать под все типы базовых цифровых радиостанций, которые будут поступать через волонтёрские организации на снабжение войск. "-БЛ" - это "Базовый" под "Лиру". "-БР" будет под РКшки производства ЦНТ, "-БМ" - под "Моторолы". Если окажется, что где-то у кого-то целые бригады и батальоны оснащены другими радиосредствами, сделают необходимые сменные кабели/шлейфы и для этих станций.

Опережая вторую серию вопросов - "Как и где это достать?", скажу, что в процессе разработки и изготовления опытных партий изделия его авторы отказывались от прямой финансовой помощи КЦПН, но вот массовое производство данной аппаратуры и внедрение её в войска будет разворачиваться с активным привлечением ресурсов и КЦПН, и "ПриZрака Новороссии".

И наши "бронелобики" перестанут быть самыми проигранными солдатами этой войны.

Ну и, конечно, одной литерой "-Б_" дело не ограничится.
источник: Андрей Морозов
12-04-2023 23:49
посмотреть все публикации и упоминания с тегами: Морозов Андрей, позывной Мурз, kenigtiger, Мурз

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
БоевойЛисток.рф: свежие методички Русского Мира, Руссо пропаганда, Руссо туристо с гастролями оркестров, сводки с фронтов,
скрипты и скрепы, стоны всепропальщиков, графики вторжений и оккупаций, бизнес-патриоты и всякий цирк.
© 2016-2024. "Боевой листок". Россия. 18+. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых на сайте статей.
Соглашение. Конфиденциальность. Оферта видео. Жалобы, вопросы и предложения направлять: boevojlistok@ya.ru