Илья Топчий: "Киев за три дня" (с). "Или нет?" (с)
Но прежде всего - небольшая ремарка. Возможно, написание подобных заметок на некоторое время прекратится, если не навсегда, в связи с вступлением в силу с 01 декабря 2022 года вот этого вот дела. "Или нет" (с).
По факту, речь, конечно же, пойдет не о возможном взятии Киева за три дня - фразе, по некоторым данным, приписываемой американскому генералу Милли. Тем более что такое в принципе вряд ли возможно в отношении трехмиллионного города (а с агломерацией - 4 миллиона), в котором имеется какой-либо минимум настроенных сражаться защитников. Нет, речь про те возможные действия, которые можно предпринять против украинской столицы.
Прежде всего, географически Киев с пригородами, как известно, разделен надвое широкой рекой Днепр. При этом бОльшая и наиболее неприступная часть мегаполиса расположена на западном берегу, высоком и обрывистом.
В то время, как наиболее удобные подходы ведут с востока к восточной части. И прежде всего это - удобное и почти идеально прямое, как стрела, шоссе М02 от самой российской границы, а также параллельная ей ветка железной дороги.
С западной же части железные дороги подходят через широкую дугу, обход через Коростеньский железнодорожный узел. Автодорога из Белоруссии по наиболее короткому и прямому маршруту одна, она идет через сложную холмистую, лесистую и заболоченную местность, перечеркнутую рядом поперечных водных преград, а железных дорог здесь нет. Да, речь про тот самый маршрут, по которому наступала с севера с территории дружественного сопредельного государства группа войск Восточного военного округа (ВВО) с приданными ей формированиями.
Тогда ситуация объяснялась просто. В Киеве и вокруг него сидело много войск, но они находились в низкой стадии готовности.
Непосредственно вокруг Киева и в в нем самом на 24.02.2022 года, по установленным данным, находились следующие части и соединения (перечень неполон):
Киев - ряд штабных структур (в том числе центрального подчинения Генштаба Украины - например, 101-я охранная бригада), 72-я механизированная бригада, 43-я артиллерийская бригада (частично), 15-й полк РСЗО (возможно, частью на Донбассе), штаб ССО (сил специальных операций), специальное подразделение спн Национальной гвардии "Скорпион", центр "Альфа" СБУ, 31-й полк связи ВВС, 40-я бригада тактической авиации, 96-я бригада ПВО, 201-й полк ПВО, 1129-й полк ПВО, 1-я оперативная бригада Национальной гвардии, 4-я оперативная бригада Национальной гвардии, 22-я бригада Национальной гвардии, 25-я бригада Национальной гвардии, 27-я транспортная бригада Национальной гвардии, 1-й отдельный батальон Национальной гвардии, 1004-й батальон охраны, 8-й стрелковый батальон, 112-я и 114-я бригады территориальной обороны.
Юго-западнее, возле Житомира, также располагалось некоторое количество войск:
Житомир - 61-я егерская бригада, 26-я артиллерийская бригада (частично), 39-я бригада тактической авиации, 75-й отдельный батальон Национальной гвардии, 226-й автомобильный батальон, 20-й батальон РЭБ, 54-й разведывательный батальон, 12-й инженерный полк (в Новгороде-Волынском), 181-й отдельный батальон МТО, 4-й стрелковый батальон и 115-я бригада территориальной обороны.
Итого - 62 тысячи человек. Из них до 50 тысяч под Киевом и 12 тысяч - возле Житомира. Кроме того, ещё до 10 тысяч прикрывало подходы с северо-запада, под Черниговым.
В дальнейшем этот наряд сил за счет подкреплений с разных сторон вырос до 70-80 тысяч под Киевом (в совокупности с 10 тысячами под Черниговым - до 80-90 тысяч).
Со стороны Белоруссии по западному берегу двигалось 20-25 тысяч человек (на пике достигших 40 тысяч). С северо-запада наступали, по разным данным, в полтора-два раза большие силы. Итого - 50-70 тысяч на начальном этапе и до 70-90 тысяч на пике. То есть, примерно сопоставимо.
Объективно, для блокады Киева вне зависимости от численности гарнизона нужно 70-80 тысяч человек, во внутреннем кольце окружения и с учетом резервов второй линии. При условии, что данный гарнизон, численностью которого можно пренебречь, окажется пойман в самом Киеве, как в ловушку, а не выйдет в поле, где возможной огромной численностью пренебречь окажется уже невозможно. Периметр обвода окраин города - порядка 140 километров, и при расчете использованы действующие по сей день что у нас, что на Западе нормативы 1980-х годов, определенные уровнем научно-технического прогресса.
Плюс некоторое количество войск во внешнем кольце окружения, для отражения деблокирующих ударов, а также для охраны сообщений. На круг необходимый наряд сил можно оценить в 150-200 тысяч военнослужащих, при условии, что это окажутся войска достаточного качества, конечно же. То есть, если бы все возможные силы оказались брошены под украинскую столицу - возможно было бы добиться успеха.
На практике произошло следующее. В силу низкой готовности украинских войск под Киевом, войска в конце февраля 2022 года должны были броском занять позиции под городом, прорвав все заслоны. А они, данные заслоны, были очень даже невелики: 170 человек НГУ на охране объектов в Чернобыле, небольшая быстро сдавшаяся погранзастава на границе (численностью, по некоторым данным, 50-80 человек), рота 72-й механизированной бригады на промежуточном рубеже севернее Киева в Иванкове численностью 80 человек. Итого - несколько сотен человек без тяжелого вооружения.
Плюс дежурящая южнее 4-я бригада НГУ быстрого реагирования, наиболее боеготовая, судя по названию.
Этим, кстати, по-видимому, и объяснялся пресловутый гостомельский десант (если отбросить иные версии). Быстро занять плацдарм под Киевом и дать возможность прорваться российскому авангарду из двух БТГ (700-1000 человек, 50-60 танков). Так как большее число войск на острие наступления поставить оказывалось банально невозможно, в силу низкой пропускной способности автодороги по западному берегу Днепра. Не будь гостомельского десанта - и 4-я бригада НГУ успела бы выдвинуться на север, к иванковской позиции. И фронт бы надежно застрял здесь, на рубеже рек Тетерев-Болотной, в 80 километрах от Киева.
В итоге все равно пришлось отходить, тем более, что войска ВВО с западной стороны Киева понесли до 60% всего урона в первый месяц спецоперации (порядка 800 убитых).
Опыт, как известно, сын ошибок трудных, и выводы - следующие:
1. Без захвата Коростеньского железнодорожного узла и седлания местных железных дорог обход и блокада Киева с запада сегодня вряд ли возможны. Прямая автодорога из Белоруссии имеет слишком низкую пропускную способность, а сложная пересеченная местность ограничивает маневрирование.
2. Необходим более многочисленный наряд сил, чем оказался задействован в феврале-марте 2022 года. При этом возможно обойтись довольно-таки определенным количеством войск, без всякого фанатизма.
3. Необходимость штурма или блокады окруженного города будут определяться исключительно численностью и состоянием засевшего в нем гарнизона.
Похожие статьи:
11 июля 2022, Понедельник
"Махновец": Надо нагрузить их оборону так, чтобы у них просто не оставалось ресурсов
31 мая 2023, Среда
Илья Топчий: Сентябрь 2022 года. Упущенные возможности ВСУ?
16 марта 2022, Среда
Zначительное продvижение
10 ноября 2022, Четверг
Два майора: Линия Суровикина
28 мая 2023, Воскресенье
Илья Топчий: Верден наших дней, или кое-что по итогам сражения за Бахмут-Артемовск
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.