Пишет Борис Рожин: Современный русский язык не клоачный, а фашистский
История с русофобом Гусейновым не отпускает нашу рукопожатную публику из Высшей Клоаки Экономики.
Идущие саморазоблачения прекрасны. На сей раз на все 100 выступил еще один "профессор", непонятно что делающий в "этой стране".
Гасан Гусейнов (Gasan Gusejnov) мне друг, но истина дороже. Я не согласен ни с одним из трех тезисов в его нашумевшем посте:
= ни про недостаток мультикультурализма: как раз Москва – это «столица объединенной Евразии» и один из редких примеров удачной интеграции этносов, религий и языков без образования этнических гетто и анклавов, это неуклонно исламизирующийся и азиатизирующийся город, где скорее мигранты задают новые нормы и стили жизни, и меня это радует, как хорошая шурпа в ночной забегаловке для таксистов у станции «Кунцево», где никто не говорит по-русски. Москва и города-милионники в этом смысле унаследовали одну из немногих хороших черт советского интернационального проекта, который в своих устремлениях не был ксенофобским. Отсутствие бумажной прессы на языках новых мигрантов ни о чем не говорит, поскольку «пресса» как феномен вообще вымывается из нашей жизни, и я на русском языке последний раз держал в руках бумажную «прессу» лет пять назад;
= ни про жесткую языковую политику в Украине: я прекрасно понимаю ее источники (агрессия России против Украины, включая аннексию, оккупацию, гибридную и информационную войну, ускоренный нацбилдинг, чувство угрозы национальной культуре под потоком российской пропаганды), но я считаю, что украинизация должна быть постепенной и ненасильственной, двуязычие – не угроза, а преимущество Украины, и проблема исчезнет сама собой примерно через поколение;
= ни, тем более, про «клоачный язык»: да, происходит примитивизация языка СМИ, пропаганды, особенно телевидения, повседневной речи, но это лишь один из разнонаправленных потоков в языке, и даже этот клоачный язык интересен и достоин изучения и присвоения в духе Зощенко. В той среде, в которой я живу, я этого вообще не замечаю и по мере сил воспроизвожу сложный язык—от фейсбука до лекций и программ на ТВ. Все это существует одновременно, многослойно и разнонаправленно.
Но все это не имеет ровным счетом никакого значения: Гасан может писать те вещи и с такими эпитетами, какие сочтет нужным—каждый имеет право на свободное высказывание, раздражение, провокацию, троллинг, это все модусы интеллектуальной жизни, которая обязана расшатывать границы нормы, задавать вопросы к повседневности и поддерживать градус критического высказывания ради сохранения самого духа скепсиса, критики и сарказма. Еще раз: это всего лишь СЛОВА, а не удар в печень девушке, не сломанная нога бегуна, не тюремные сроки невиновным людям -- реальные акты агрессии и террора, которые требуют консолидированного общественного резонанса.
Реальная проблема не в посте Гасана, а в истерической реакции на него, которая свидетельствует о том, что современный русский язык не клоачный, а фашистский – в том самом смысле, в котором писал об этом Ролан Барт: «…язык как перформация всякой языковой деятельности не реакционен и не прогрессивен; это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать говорить нечто». И чуть выше: «весь язык целиком есть общеобязательная форма принуждения». На наших глазах за какие-то 6-7 лет, начиная с дела Pussy Riot и блокадного опроса «Дождя», сформировалось квазисоветское по форме и фашистское по содержанию коллективное тело, которое цензурирует, осуждает, требует наказания и главное – принуждает к высказыванию.
За прошедшие годы оно институализировалось, оформилось в общественные организации, группы уполномоченных граждан (ветераны, верующие, казаки, офицеры, матери и др.) и механизмы по написанию доносов и писем в прокуратуру. Есть, конечно, фабрики ботов и блогеры на зарплате, которые сейчас работают по Гасану, но в целом эта речь самозарождается и возгоняется в коллективном теле, ей не нужны деньги и указания, она готова убивать за слова ради воспроизводства своего биологического, органического единства. Именно в этом, в фашистском принуждении к коллективной речи и заключается глубинная клоачность языка, которую вскрыл (возможно, сам того не желая), пост Гасана – клоака внезапно заговорила.
= ни про жесткую языковую политику в Украине: я прекрасно понимаю ее источники (агрессия России против Украины, включая аннексию, оккупацию, гибридную и информационную войну, ускоренный нацбилдинг, чувство угрозы национальной культуре под потоком российской пропаганды), но я считаю, что украинизация должна быть постепенной и ненасильственной, двуязычие – не угроза, а преимущество Украины, и проблема исчезнет сама собой примерно через поколение;
= ни, тем более, про «клоачный язык»: да, происходит примитивизация языка СМИ, пропаганды, особенно телевидения, повседневной речи, но это лишь один из разнонаправленных потоков в языке, и даже этот клоачный язык интересен и достоин изучения и присвоения в духе Зощенко. В той среде, в которой я живу, я этого вообще не замечаю и по мере сил воспроизвожу сложный язык—от фейсбука до лекций и программ на ТВ. Все это существует одновременно, многослойно и разнонаправленно.
Но все это не имеет ровным счетом никакого значения: Гасан может писать те вещи и с такими эпитетами, какие сочтет нужным—каждый имеет право на свободное высказывание, раздражение, провокацию, троллинг, это все модусы интеллектуальной жизни, которая обязана расшатывать границы нормы, задавать вопросы к повседневности и поддерживать градус критического высказывания ради сохранения самого духа скепсиса, критики и сарказма. Еще раз: это всего лишь СЛОВА, а не удар в печень девушке, не сломанная нога бегуна, не тюремные сроки невиновным людям -- реальные акты агрессии и террора, которые требуют консолидированного общественного резонанса.
Реальная проблема не в посте Гасана, а в истерической реакции на него, которая свидетельствует о том, что современный русский язык не клоачный, а фашистский – в том самом смысле, в котором писал об этом Ролан Барт: «…язык как перформация всякой языковой деятельности не реакционен и не прогрессивен; это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать говорить нечто». И чуть выше: «весь язык целиком есть общеобязательная форма принуждения». На наших глазах за какие-то 6-7 лет, начиная с дела Pussy Riot и блокадного опроса «Дождя», сформировалось квазисоветское по форме и фашистское по содержанию коллективное тело, которое цензурирует, осуждает, требует наказания и главное – принуждает к высказыванию.
За прошедшие годы оно институализировалось, оформилось в общественные организации, группы уполномоченных граждан (ветераны, верующие, казаки, офицеры, матери и др.) и механизмы по написанию доносов и писем в прокуратуру. Есть, конечно, фабрики ботов и блогеры на зарплате, которые сейчас работают по Гасану, но в целом эта речь самозарождается и возгоняется в коллективном теле, ей не нужны деньги и указания, она готова убивать за слова ради воспроизводства своего биологического, органического единства. Именно в этом, в фашистском принуждении к коллективной речи и заключается глубинная клоачность языка, которую вскрыл (возможно, сам того не желая), пост Гасана – клоака внезапно заговорила.
Сергей Медведев
https://www.facebook.com/sergei.medvedev3/posts/10220713078965166 - цинк
Небольшой штришок к портрету автора, для тех кто забыл.
Чудесный ВУЗ, чудесные преподаватели. И все это финансируется государством из своего кармана.

Похожие статьи:
21 июля 2020, Вторник
Пишет Алексей Иванов: "Клоачный" профессор ВШЭ Гусейнов вновь напомнил о себе. Да ещё как!
02 сентября 2020, Среда
Пишет Алексей Иванов: Клоачный профессор наконец-то уволен
09 ноября 2019, Суббота
Пишет Борис Рожин: Борец за чистоту языка
29 октября 2019, Вторник
Пишет Алексей Иванов: Что делает профессор ВШЭ в "одичавшей стране", где говорят на "убогом" и "клоачном" русском языке?
12 января 2020, Воскресенье
Пишет Алексей Иванов: Профессор Высшей школы экономики приравнял Советский Союз к Третьему рейху
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.