Андрей Морозов: БПЛА КЦПН – итоги первого года регулярных полётов за линию фронта

Андрей Морозов: БПЛА КЦПН – итоги первого года регулярных полётов за линию фронта

Как наверняка помнят наши уважаемые читатели, Координационный Центр Помощи Новороссии некоторое время назад запустил программу создания оптимального беспилотного войскового авиаразведчика, которым можно было бы оснастить Вооруженные Силы Новороссии. Подробно о бэкграунде, творческих поисках нашей донецкой авиамастерской и других интересных вещах вы уже могли прочитать вот здесь и здесь. Кроме вот этого видео:



Позволю себе процитировать основные моменты технического задания, сформированного практикой применения БПЛА в Новороссии, ту, своего рода, выжимку реального военного опыта, которую принесли с собой в проект основатели “Мастерской Небратьев Райт”:

1. Решение должно быть легко тиражируемым в чисто материальном плане, без эксклюзивных компонентов, недоступных на Али-экспрессе, “Маяке” или “Мотодроме”

2. Решение должно быть легко тиражируемым в кадровом плане, подготовка расчётов не должна занимать много времени. Самолёт не должен требовать от оператора продвинутых навыков пилотирования. Наметил маршрут полёта по точкам – кинул машину в небо – подобрал после посадки.

3. Самолёт на рабочем эшелоне не должен попадать в зону возможного обнаружения с земли без спецсредств и, соответственно, в зону поражения легким стрелковым оружием. Летать гораздо выше квадриков, так чтобы не видели, а если увидят – не смогли попасть.

4. Сравнительно небольшие габариты самолёта должны обеспечивать его неуязвимость для ракетно-артиллерийских средств вражеского ПВО, опирающихся в целеуказании на РЛС или оптико-электронные системы. В сложенном состоянии самолёт должен переноситься расчётом и помещаться в легковой автомобиль.

5. Мощность двигателей и несущие свойства крыла должны обеспечивать конструкции достаточный “запас летучести” для преодоления всевозможных внештатных ситуаций. Выживаемость конструкции приоритетнее максимальной дальности или максимальной компактности. При этом максимальную дальность съемки за ЛБСом лучше не снижать ниже 15 километров, то есть зоны уверенного покрытия артиллерией.

6. Комплекс бортового пилотажно-навигационного оборудования должен, при необходимости, обеспечивать машине возможность полностью автономного полёта, без обмена сигналами телеметрии с землёй, которые сигналы могут быть засечены и подавлены вражескими средствами радиоэлектронной разведки. То есть должен быть режим “Разведчик-неведимка”.

7. Фото-видео оборудование должно обеспечивать возможность различать на фотографиях типы авто- и бронетехники противника, детали устройства фортификационных сооружений, степень активности их использования и т.д.

Предоставляемый сейчас на суд наших читателей фотоальбом является своего рода отчётом о том, как у авиаторов КЦПН получилось реализовать свою задумку. Разумеется, аэроплан летал не каждый день. Выбор достаточно большой рабочей высоты сразу же ограничил свободу применения аппарата границами облачности, я об этом уже писал. Полётам мешали и традиционно мощные донбасские ветра, которые не мог побороть даже наш двухмоторник, случались всевозможные летные происшествия, аварии, посадки “на последних каплях батарейки” и другие любопытные казусы.

И всё-таки более чем за год активных полётов самолёт “наработал” многие десятки гигабайт фотоматериалов, и когда, как не в новогодние праздники, можно было наконец-то спокойно сесть, разобрать и систематизировать те материалы его работы, которые разрешили опубликовать.
Отдельно получилось проговорить возможность публикации фотографий без занижения разрешения. Мастерская ответила на эту просьбу “Похер, мы на Crosswind все равно более мощный фотик будем ставить”.

Начнём с того, что первые опыты полётов за ЛБС проводились в режиме видеосъемки, а потом – с фотосъёмкой при помощи этой же видеокамеры. Результаты в плане качества оставляли желать лучшего.



Кстати, неровный обрез фото, который вы видите – это край “фотопанорамы”, в которую специальное ПО объединяет привезенные машиной из полёта снимки. Теоретически, машина может делать фотографии весь полёт, буквально каждые пару секунд. На практике максимальный размер одной непрерывной фотокарты местности, привозимой из полёта и сложенной из сотен отдельных снимков – до 6 квадратных километров. Так что далеко не всякий компьютер сможет этот JPEG весом в 100-200 мегабайт открыть для просмотра, не зависнув при этом.
Решив отдать приоритет фоторазведке над съемкой видео, авиаторы экспериментировали с разными фотокамерами…



И в начале 2020 года вышли на требуемый уровень…



Вот достаточно типичная фотография с прошлой зимы. Украинские окопы с натоптанными вокруг них тропинками, которыми солдаты противника пользуются в дни затишья, чтобы получше показать нам свои основные места кучкования на открытой местности вне окопов и вообще степень обитаемости/населенности позиции. Товарищ Катуков, требовавший от своих подчиненных зимой 1941-го не натаптывать могучие узоры по расположениям, был, однако, прав.



А вот типичное расположение украинской брони в районе передовой.



Да, когда родился х-хол, заплакали не только евреи, но и операторы БПЛА, но уже от смеха. Хронически короткие маскировочные тенты, которые наши визави натягивают над капонирами своей брони, как правило, позволяют безошибочно определить её там, под этими тентами, наличие или отсутствие. Ну а большие тенты и масксети, в свою очередь, настолько жиденькие, что, например, по левому фото видно не только наличие под тентом БМП, но и, за счет количества снега на тенте, опытный оператор БПЛА может конкретизировать, что “БМП дня два не заводили”.
Кстати, кому война, а у кого тут же, рядом, буквально в паре километров за ЛБСом, с украинской стороны, – обычные сельхозработы. Мирный трактор в поле…



И ещё сельхозработы…



Ну а тут все труженики полей как по заказу собрались в один кадр.



Кстати, попадала в объектив “Твиндрима” и другая гражданская спецтехника. Вот, например, пожарные в тыловом населенном пункте за позициями противника во время пожаров сентября 2020-го.



А вот уже район ЛБСа, линии боевого соприкосновения. Военный грузовик припаркован в посадке без всякой маскировки.



Но это не особо интересно, потому что вокруг всё равно позиции. Куда интереснее, когда противник демаскирует такими вот беспечными парковками военных грузовиков обитаемые дома в брошенных деревеньках.



Разумеется, после этого по тропинкам, натоптанным от дорожной колеи к домам, можно точно установить, где отдыхают от окопов наши уважаемые партнёры.



Вообще, главной ценностью авиационной фоторазведки, главным требуемым от неё свойством, является возможность проводить её регулярно и во всех требуемых точках. Там, где украинский РЭБ не пускает на разведку наши квадрики, самолёт, специализирующийся, в основном, на тыловых районах, может им, квадрикам, помогать. Если по пути. Вот, например, зимнее фото украинских передовых позиций на гребне высоты. Хорошо видно, что ход сообщения в тыл на обратном скате очень быстро переходит в тропинку. И обитаемость окопа видно – снежок в окопе местами основательно повытоптан.



А вот фотография того же опорника в теплом и солнечном марте 2020-го.



Хорошо заметно по участкам светлого грунта на брустверах, что после зимы за окопами решили поухаживать. Ну и тропинки, как видим, натоптаны ну оооочень наглые. Сепары же терпилы, стрелять не будут, перемирие же.
Кстати, про стрельбу. Предвосхищая, так сказать, вопросы из зала. Вот так выглядит свежая работа арты зимой.



К. Кучненько.
Ну а на следующем фото уже весна. Время натягивать над капонирами летние коротковатые тенты, а зимние - сушить и убирать.



Позиции противника “оживают”, начинается бурная деятельность.
Смари, смари – мафынка поехала! Мафынка поехала!



Куда поехала мафынка? К домику поехала мафынка. Помечаааем.



У мальчиков – стройка. Накопали новых окопов, блиндажей, навезли брёвен, чтобы их перекрыть… и, чтобы нам было удобнее всё рассмотреть, обложили приготовленные к перекрытию блиндажи по периметру красивыми белыми мешками с землёй. Спасибо, посоны, всё видно на пятёрочку.



Да, весна, что у нас, что у них - большая стройка. Много дерева завозят.
Вот к таким вот типовым “транспортным терминалам”…



Постоянно катаются грузовики. Итог этих рейсов обычно выглядит как-то так:



Кстати, внизу рядом хорошо видно “укрытие”, обложенное по крыше автомобильной резиной. Чтобы лучше горело.
А вот тут люди правильно строят хорошее, грамотное укрытие для отдыха и ночлега экипажей своих БМП, которые из капониров рядом “наказывают сепаров”.



Сделано всё как положено – вход с поворотом на 90 градусов, длинный коридор в сторону, чтобы блиндаж слился с местностью и не привлекал лишнего внимания. К июлю от масштабной стройки, благодаря маскировке, на поверхности остаётся только совсем незначительное “палево”, которое можно принять за какую-то неважную мелочёвку. Маленький пост, сторожку или что-то в этом духе.





Вот вам общий вид той же цели зимой. Хорошо видно крайние два капонира для брони, оборудованные по гребню и, конечно же, наш блиндаж, тропинка от блиндажа к нужнику и тропинки вперёд, к позициям пехоты. Ну и чёрное пятно на крыше блиндажа – это снег протаял вокруг трубы “буржуйки”.



Демонстрацию во всех деталях большей части отснятых украинских позиций нам, конечно, запретили, но разгрузочные стройплощадки можно. Вот одна из них, за которой пристально следили всё лето и осень. “Твиндрим” заруливал туда в гости каждый раз по пути в тыл этого участка.









Поскольку транспорт свой противник маскирует хреново, можно отслеживать, на каких именно легковых машинах ездят конкретные персонажи. Вот типовая “парковка” у позиций ВСУ. Военный ГАЗ-66 под тентом и рядом – лекговушка комсостава.



Разумеется, и ГАЗ-66 свои они не всегда могут под тент загнать. Вот, например, приспичило человеку в моторе покопаться, и ГАЗ-66 стоит посреди отстраиваемого противником мощного опорника с откинутой кабиной и открытыми дверями в двух шагах от положенной ему “маскировки”.



Впрочем, отслеживать, где укры прячут свою броню, - гораздо интереснее. Вот фото двух БМП, “копейки” и “двойки”, по тихой грусти перегоняемых уважаемыми партнерами для дневной работы по сепарам с капониров, оно уже публиковалось в ВК-группе КЦПН.



Продолжим тему другими летними фотками. Вот, например, ВСУшники решили вообще не маскировать никак дополнительными средствами свою БМП-2 на временной стоянке. “Так сойдёт”. Кроны деревьев же почти сходятся над ней, с квадрика не увидишь.



Действительно, с квадрика не увидишь, повисеть прямо над бэхой тебе не дадут. А с самолёта – пожалуйста. А вот ребята всё-таки натянули “сеть затенения”, но лето… лето, жара, закрыть люки – превратить БМП в душегубку. Так что два аккуратных черных кружка люков под сеткой “палят” нам, что бэха там стоит, и это “двойка” (у БМП-1 башенный люк один).



Впрочем, не всегда бэхи портят сепарам жизнь с капониров. Вот эта вот обрывающаяся в никуда накатанная глубокая колея – типовой выезд для краткосрочных пострелушек.





А. АБЫДНА, ДА! Файловая система карточки MicroSD “накрылась” во время очередного вылета. “Ну что делать? Ставим новую карточку и летим ещё раз”.
Вообще, хорошо видно позиции укров, воспитанных фронтовыми реалиями 2015-2018 годов, когда артиллерия Народной Милиции не пренебрегала воспитательными мерами. Вот, например, типовой результат такого воспитания. Полнопрофильный ход сообщения в тыл длиной несколько сотен метров.



Ближе к передовой такие ходы у хорошо хлебнувших войны “захисныкыв” приобретают более одобряемую уставами причудливую изогнутую форму.



А вот уже собственно огневые позиции на одном из участков.



На фланге аккуратный капонир для БМП и блиндаж в стадии перекрытия. Блиндаж, правда, с прямым входом. Недочёт, афтары.



Разумеется, не всегда стройками командуют эстеты. Вот вам неаккуратных капониров.



А вот тут:



противник, выкопав круглый и прямоугольный отводы от основного окопа и накрыв их не деревом, а просто маскировочными сетями, как бы намекает нам – у нас тут будет миномёт и БК к нему. Намёк поняли, цель “привязали”, пронумеровали. Спасибо!
А вот заброшенные “черновики” миномётных позиций.



Сетей никаких никто не натягивает. Приедут, выгрузятся, отработают, погрузятся, уедут.
Авторы же этих окопов легко узнаваемого арийского дизайна, я полагаю, даже в самый пасмурный денёк легко смогут показать, где солнышко.



Но тенты у них для техники всё равно короткие, что кагбэ говорит нам – нет, это всё-таки х-хлы.
Ещё немного сюжетного фото. Вот тихое, практически заброшенного вида зимовье на позициях ВСУ.



А вот весна - “ротацию привезли”.



А это уже осень. “Командир сказал нахер всё перестроить!”



Кстати, не всякое строительство нашим уважаемым партнёрам удаётся и доводится до конца. Часто на облётах из месяца в месяц фигурируют уже до боли знакомые “раскопы” так ни подо что и не приспособленные.
Вот, например, несостоявшееся укрытие для личного состава на одной из разгрузочных площадок. Весной и летом.



А вот к вырытому весной под блиндаж аккуратному квадрату даже уже принесли два первых бревна для перекрытий, но… планы изменились. Лето, осень… и бревно уже только одно осталось.



А вот этот неиспользованный вытянутый в длину котлованчик мог бы вместить, например, снятую с тягача цистерну под топливный НЗ. Март, июль, октябрь, декабрь… Ничего.



Но как знать, может быть ещё вместит. Пометим, привяжем, пронумеруем.
Иногда, впрочем, небратья по разуму подают нам более разборчивые сигналы.



П. ЕвроПа.

Вы, конечно же, спросите, уважаемые читатели, не хотим ли мы показать вам ну хотя бы кусочек собственно основной работы, к которой предназначался аэроплан – летать не над передовыми позициями, а в тыл противника, искать расположения артиллерии, штабов, подтягиваемых к фронту резервов. Хорошо, чуть-чуть покажем.
Вот, пожалуйста, ВСУшники, пренебрегая свежим воздухом и чистым полем, обосновались в отнюдь не покинутом жителями населенном пункте.



Примерно из этой точки они попробовали “давить” сигналы полётной телеметрии во время одного из полётов, и наши авиаторы, "на глазок" прикинув по характеру помех место расположения их источника, специально слетали туда ещё раз. Судя по антеннам на крыше ГАЗ-66, которая во дворике справа от дома, нашли именно того, кого хотели.
Вообще, этот домик – место популярное, и осенью, без листвы, смотрится ещё лучше. Особенно в сочетании с характерными пативэнами, припаркованными на радость нашим авиаторам в лучших традициях хронической беспечности.



Есть ещё, конечно, вариант, что парковка под маскировочными тентами у них бесплатная только для обладателей клубной карты.

Разумеется, наш читатель спросит. “Вот вы летаете, видите это всё, снимаете, нумеруете-привязываете, и неужели ни разу не бахнете в ответку за нарушения перемирия?” Разумеется, НЕТ. Всё, что мы можем – указать нашим уважаемым партнёрам на недопустимость грубого нарушения мер пожарной безопасности на позициях. Вот, например, мы видим под очередным коротковатым тентом в очередном капонире очередную БМП с открытыми задними люками-баками.



Совершенно очевидно, что техника эксплуатируется с неисправным кондиционером, что, в условиях летней жары и повышенной загазованности боевого отделения во время стрельбы, представляет собой угрозу жизни экипажа, который приезжает на эту точку, чтобы запастись 30-мм снарядами к своей пушке 2А42 для очередного “пропалывания” позиций “сепаров”.

БК этот складируется рядышком, под деревьями, прикрытый маскировочными сетями. И вот, в один прекрасный день, когда ни что беды не предвещало…



кто-то неосторожно покурил рядом со штабелями характерных деревянных ящиков. Грубое нарушение пожарной безопасности закончилось возгоранием складированного БК…



Горел и рвался БК весь вечер…



На следующий день “Твиндрим” слетал подвести итог:



Судя по характерным белёсым “разводам”, остающимся на земле после горения артиллерийских порохов, помимо ящиков с 30-мм снарядами, обеспечившими основной наблюдаемый с позиций Народной Милиции фейерверк, рванули и штабеля с миномётными минами. Так что...

УВАЖАЕМЫЕ ПАРТНЁРЫ ПО ПЕРЕГОВОРНОМУ ПРОЦЕССУ!

СОБЛЮДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

И перемирие.

Надеемся, этот отчёт стал хорошим подарком нашим читателям к Новому году.
В следующем материале постараемся дать краткий обзор ближайших планов “Мастерской небратьев Райт” и поделимся фотками рабочего процесса.

КЦПН продолжает работу!
источник: Андрей Морозов
посмотреть все публикации и упоминания с тегами: Морозов Андрей, позывной Мурз, kenigtiger, Мурз

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
БоевойЛисток.рф » Андрей Морозов | Мурз | kenigtiger » Андрей Морозов: БПЛА КЦПН – итоги первого года регулярных полётов за линию фронта
БоевойЛисток.рф: свежие методички Русского Мира, Руссо пропаганда, Руссо туристо с гастролями оркестров, сводки с фронтов,
скрипты и скрепы, стоны всепропальщиков, графики вторжений и оккупаций, бизнес-патриоты и всякий цирк.
© 2016-2024. "Боевой листок". Россия. 18+. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых на сайте статей.
Соглашение. Конфиденциальность. Оферта видео. Жалобы, вопросы и предложения направлять: boevojlistok@ya.ru