Андрей Морозов: Про TYT MD-UV390
Ну и, раз уж затронули тему 390-х TYT и "Комбатов", которые суть то же самое, просто переклеенный шильдик и вложенная "памятка для связиста", написанная левой пяткой, надо затронуть её до конца.
Эти станции сейчас на фронте прочно заняли нишу "Одноразовых радиостанций для одноразовой пехоты".
Типовая сцена из войск. Приходят к начальнику связи части:
- Дай что-нибудь на штурм, чего не жалко.
"Штурм" - это у нас слово-индульгенция на всё сейчас. На проёб людей, на просер последней оставшейся брони, на провал - тоже, разумеется. "Ну это же штурм!"
Начальник связи горестно вздыхает и лезет в угол, куда сложены радиостанции, привезённые благонамеренными, но неопытными, волонтёрами, не согласовывавшими свои закупки с ним и купившими то, что им посоветовали Интернет или продавец в магазине. И всё чаще достаёт он оттуда "Комбаты" или их китайский первоисточник. И отдаёт их "на штурм", потому что "не жалко".
Почему начальнику связи не жалко эти станции? Потому что для полноценной работы в его DMRных радиосетях масштабом батальон и выше они не годятся. Потому что сложившийся за прошедший год стандарт шифрования AES256, явочным порядком принятый МО РФ при закупке "Кирисанов", они изначально не поддерживают, равно как и ранние модели "Лир"/"Белфонов", 100-е и 200-е, которые сейчас, к концу 2023-го, лежат у военных в том же самом углу "чего не жалко".
И из этого угла отдаются станции "на штурм". Как правило, их никак не интегрируют в общую систему связи, они не работают через ретрансляторы, не работают с узлами связи, просто одна-две рации остаются на своей передовой позиции, с которой начинается "штурм", а остальные раздаются штурмующим. И побежали.
В ситуации, когда наш типовой штурм - это попытка жизнями "штурмовиков" компенсировать отсутствие полноценной организации процесса военных действий, контрбатарейной борьбы, нехватку снарядов, износ стволов артиллерии, отсутствие опытных расчётов тяжёлого пехотного вооружения и все прочие косяки, откуда-то взявшиеся у армии-у-которой-всё-есть, радиостанции часто теряются, часто просто бросаются, потому что люди считают, что "прилетает именно по радиостанциям" (Это нормально в ситуации, когда люди на полном серьёзе считают разбрасываемыми врагом радиоглушилками платы управления от НАТОвских кассетных мин).
Наконец, проваленный "штурм", после которого врагу достаются радиостанции, не связанные общими каналами с основной радиосетью, не обязывает к перепрошивке всей остальной радиосети. Типа, удобно.
И постоянная большая убыль станций обеспечивает необходимость их постоянного восполнения. Товар нашёл свою нишу.
Почему укропы штурмовать прибегают с "Моторолами"... я прямо даже не знаю. Наверное, они очень богатые люди, которые посчитали соотношение цены радиостанции и стоимость компенсации за смерть одного бойца и решили, что их государству (коалиции государств) дешевле купить бойцу "Моторолу" и повысить его шансы на выживание, чем платить семье компенсацию за его смерть.
Обобщая, отсутствие нормального управления ведёт к потерям в пехоте, которые ещё сильнее усугубляют ситуацию с управлением и далее, далее, далее.
По технической стороне надо пояснить несколько важных моментов, которые в комментариях к первому посту уже затронул военный связист из 2-го АК с характерным звёздно-красным юзерпиком.
Цитата: Роман Роман
Скажу больше, если они завезли тут mduv390 без "плюса", то они дважды мудаки, т.к эта станция не умеет в aes256. Но для минимизации ущерба от этих мудаков уже все продумано. Перепрошьем эти туты прошивкой ВЕДА с поддержкой aes256.
Но я несколько шире возьму охват проблемы.
"Битность" шифрования - 40-бит, 128, 256 сама по себе не указывает уровня криптостойкости шифрования. Это - разрядность ключа, сколько двоичных разрядов в ключе, каково количество возможных вариантов ключа - 2-в-40-й степени, в 128-й, в 256-й. Обычно, помимо битности указывают ещё и алгоритм шифрования, который и определяет криптостойкость, то есть то, сколько и каких математических операций производится при шифровании информации. Чем меньше операций и чем они проще - тем проще вскрывается шифр. Чем больше операций и чем они сложнее, тем мощнее нужен процессор радиостанции, чтобы успевать проворачивать процесс шифровки-дешифровки в реальном времени.
Алгоритм XOR, даже с длинным ключом - вскрывается сравнительно просто, потому что не требует многого от процессора станции. Алгоритм AES, распространённый мировой стандарт, более требователен к процессору станции и, соответственно, труднее вскрывается.
Изначальная проблема 390-й TYT состояла в том, что китайский производитель шифрование AES256 на её процессор решил не "натягивать" потому что "Зачем?". Рынок нашей войны с требованием стандарта AES256 ещё не случился.
Соответственно, проблему взялись решать разными способами. "Комбат", толкавший массам свои перепаковки 390-х, изобрёл в своей прошивке аж 512-битное шифрование для неё, разумеется, без замены процессора. Лишь бы купили. В связи с чем "Тупичковый дизайнер", видный телеграм-пеарщик "Комбата", ранее, на заре раскрутки канала, требовавший от портативных станций AES256, внезапно сообщил широким массам, что "AES256 в данный момент- чистый маркетинг. И любому пидарасу из тусовочки я это аргументирую". Заметим, сразу оговорился, чтобы не потыкали в собственное, более раннее, что "в данный момент". Продай широким массам побольше "Комбатов" и заработай себе на "Calta", как говорится.
Как уже было сказано - здобулы. Благодаря имеющемуся подходу к ведению боевых действий, образовалась бездонная ниша "одноразовых станций для одноразовой пехоты", куда это всё и льётся потоком через волонтёров.
Другой подход, некоммерческий, продемонстрировал автор прошивки "Веда" для 390-х TYT, математик-программист, который в поисках оптимального решения по цене/уровню защиты сначала сделал прошивку со своим собственным алгоритмом шифрования, выжимающим максимум из проца 390-й, а потом, когда оказалось, что за время создания прошивки уже сложился стандарт, опирающийся на AES256, сделал версию этой прошивки, вроде как поддерживающую AES256.
Во 2-м АК некоторые специалисты этой прошивкой очень вдохновились, мол, ура, у нас теперь есть дешёвый пехотный DMR с AES256, а вот в Донецке люди настроены скептически и сильно не уверены, что станции с этой прошивкой смогут стабильно работать в имеющихся радиосетях.
Что ещё сказать? Если кто-то хочет реально помогать какому-то подразделению со связью, разумно и системно, не важно какими именно марками радиостанций, - делайте это через человека, который отвечает в подразделении за связь, через начальника связи. Не через замполитов или других заместителей, а напрямую через того, кто отвечает за связь.
Похожие статьи:
20 мая 2023, Суббота
Андрей Морозов: Ещё немного о клоунах
17 октября 2022, Понедельник
Андрей Морозов: ...и "Арбалеты"
21 января 2023, Суббота
Андрей Морозов: Пишут мне добрые, наивные люди
08 декабря 2022, Четверг
Андрей Морозов: Стратегическое преимущество Украины
30 июля 2023, Воскресенье
Андрей Морозов: Позорище фигурантов, ответственных в нашей армии за связь
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.