Святослав Голиков: К вопросу о базовой учебной стойке
Возвращаемся к вопросу о той самой базовой учебной стойке, на которой я акцентировал внимание в рассуждениях о фетишизации и карго-культе при проведении занятий по огневой подготовке для нашей штурмовой пехоты.
Начну с описание техники, которая представляется мне оптимальной. В данном случае в части удержания автомата по умолчанию подразумевается хват передней рукой за магазин (с большим пальцем вдоль ствольной коробки), длинный хват опускаем, вопросов вскидки и вкладки не касаемся.
Итак, стопы стоят условно параллельно, расстояние между ними чуть шире ширины плеч (при высоком росте стоит расставлять немного шире для бОльшей устойчивости), носки слегка повёрнуты внутрь (именно поэтому говорю условно параллельно), ноги немного присогнуты в коленях и пружинят, вес тела распределён по ним равномерно, таз без фанатизма отклячен назад, корпус держим фронтально и с некоторым наклоном вперёд (угол наклона может варьироваться в зависимости от темпа и режима стрельбы), плечи по возможности опущены, локти прижаты к корпусу.
При этом, как я говорил выше, мы имеем изумительное явление карго-культа, причём весьма широко распространённое.
Стоят такие шеренги воинов и по команде исполняют вот этот базовый набор: вскидка - удержание, вскидка - удержание, вскидка - удержание... удержание - удержание - удержание... и т.д. Если смотреть со стороны не сильно понимающим взглядом, то выглядит всё достаточно единообразно и потому вполне эффектно.
По факту же в отсутствие детального понимания нюансов, адекватного объяснения и должного контроля выполнения воины имеют устойчивую тенденцию исполнять всякое, кто во что горазд, вплоть до откровенной дичи, которая затем перетекает уже в дичь на продвинутом этапе.
Недостаточно широкая постановка стоп (не говоря уже об откровенно узкой), т.е. недостаточная опорная база, ведёт в принципе к снижению устойчивости (особое внимание обращаем на высоких бойцов).
Постановка стоп с поворотом носков наружу ведёт к заваливанию назад при стрельбе, поскольку в этом случае бОльшая часть веса тела уходит на пятки, соответственно нарушается общий баланс нашей стрелковой биоконструкции. Именно лёгкий доворот носков внутрь (без фанатизма, песочные часы исполнять не надо, это тоже дичь) естественным образом обеспечивает перенос бОльшей части веса тела на эти самые носки, и мы получаем вполне устойчивую биоконструкцию: выведенные вперёд крайние точки в виде верхней части корпуса и передние части стоп с отведённым назад тазовым противовесом.
При этом буквально параллельная постановка стоп с носками, смотрящими строго вперёд, чревата балансированием на грани и обеспечивает несколько меньшую боковую устойчивость. Плюс есть ещё один важный нюанс именно с доворотиком носков внутрь, о котором скажу позже. Так что строго параллельная постановка стоп не представляется мне оптимальным вариантом.
С ногами у воинов нередко вылазят две крайности. Либо слишком глубокий присед, что банально перегружает мышцы ног, либо синдром цапли с выключенными коленными суставами, т.е. с прямыми ногами-ходулями, что ведёт к снижению как общей устойчивости, так и потенциала мобильности.
Невыполнение отклячивания таза ведёт к необеспеченности нашей биоконструкции должным противовесом и избыточной нагрузке на поясничную область при наклоне корпуса. Причём отсутствие противовеса заставляет воина, во избежание завала назад, ещё сильнее наклонять корпус вперёд, что сопряжено уже с весьма чувствительным перенапряжением поясницы.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. На всякий случай уточняю, что я в курсе варианта с подкручиванием таза вперёд, а не отведением назад, но в этом случае мы получаем акцентированное напряжение на спинные мышцы в поясничной области и ягодичные, а также дополнительно на бедренные и икроножные мышцы. Для среднестатистического бойца, и без того за...утомившегося, это, на мой взгляд, уже излишне дополнительная нагрузка.
Периодически встречаются казусы, когда некая биомеханическая магия не позволяет воинам выставлять корпус фронтально даже при этой условно параллельной постановке стоп. Плечо, в район которого они упирают приклад, упорно уезжает назад, другое соответственно выползает вперёд, голова наклоняется в сторону плеча с прикладом (потому что воин пытается целиться), корпус и таз разворачиваются полубоком, вес тела перетекает на одноимённую с выведенным вперёд плечом ногу, которая при этом сильнее сгибается в колене, а само колено поворачивается внутрь. В результате получается крокозябра в стиле зомби-паралитик. Тут уже речь вообще не идёт об эргономичности, устойчивости, стабилизации оружия, функционале грудных бронепластин - комплексный аллес капут.
С наклоном корпуса также зачастую вылазят две крайности. Либо этого наклона нет вовсе (таз в этом случае, как мы понимаем, воин назад не отводит), и получается вертикальный столбик. Соответственно, воина при стрельбе будет заваливать назад, плюс воин таким образом сам себе дополнительно корёжит позвоночник, на который всем своим весом вертикально давит СИБЗ и всё остальное, что на воина навешано. Либо наклон делается излишне глубоким, особенно уже непосредственно при стрельбе в быстром темпе одиночными или короткими очередями (это, как правило, происходит из-за неправильной постановки стоп), и воин получает избыточную нагрузку на поясницу.
Приподнятые плечи за счёт излишнего напряжения ведут к совершенно ненужному забиванию и усталости плечевых мыщц.
Выставленные же за пределы габарита корпуса локти при работе из-за углов и укрытий в контактном бою тупо отстрелят. Этот момент, казалось бы, очевиден, однако немало воинов таким выставлением усиленно грешат.
В общем, как мы видим, технических нюансов с вот этой одной-единственной стойкой на самом деле достаточно много.
Таким образом, без проработки всех этих нюансов исполнение данного элемента превращается в профанацию, причём откровенно вредоносную. А с учётом того, сколько времени убивается на эту профанацию, вредоносную в квадрате.
Теперь обрисую общую суть данного элемента, который, повторюсь, рассматривается как базовый в комплексном обучении стрельбе. И эта суть на самом деле также состоит из целого ряда деталей.
Условно параллельная постановка стоп позволяет естественным образом обеспечить фронтальное положение корпуса большинству обучаемых (описанные выше крокозябры встречаются нечасто, ибо это просто физически неудобно, хотя люди всё же умеют удивлять) и таким образом заложить основу уже непосредственно для боевой работы в разножках с сохранением более-менее фронтального положения корпуса.
Дело здесь не только в том, что такое положение по отношению к противнику, ведущему ответный огонь, позволяет оптимально использовать защитные свойства грудных пластин бронежилета (о стрельбе вбок сейчас не говорим, а некоторые немаловажные нюансы рассмотрим дополнительно ниже).
Пожалуй, ещё важнее то, что фронтальное положение корпуса обеспечивает более надёжную вкладку при надетом снаряжении и лучшую стабилизацию оружия при работе сериями одиночными в быстром темпе и, тем более, в автоматическом режиме. Приклад в этом положении не только плотно прижимается к корпусу рукой, удерживающей рукоятку, но и поджимается плечом, которое подкручивается внутрь и немного вниз, как бы обтекая пятку приклада (возможны нюансы ввиду особенностей снаряжения, но общий принцип не меняется, плюс варианты со стрельбой без вкладки сейчас не рассматриваем).
Условно нейтральное положение ног на этапе базовой подготовки позволяет отработать вскидки, удержание, перекладку и переносы, не отвлекая внимание курсантов на разножки и, соответственно, избегая закономерной для начального этапа обучения путаницы в ногах.
Эта отработка в свою очередь обеспечивает развитие и укрепление автоматотягательных и автоматодержательных мышц (я не анатом, я филолог и не знаю, как все эти мышцы называются, извините).
Наконец, тренировки в базовой стойке позволяют наработать устойчивые навыки стрельбы с положением оружия изначально более сложном в плане удержания, без какого-либо дополнительного упора. Это, с одной стороны, обеспечивает быстрый качественный рост в стрельбе из относительно стабильных положений (стоя с упором, с колена, лёжа), а с другой стороны, готовит стрелка к работе из разных ситуативных положений, в т.ч. неудобных, также без упора оружия.
Таким образом, по сути вот эта одна-единственная условно нейтральная учебная стойка даёт возможность проработать целый комплекс технических деталей и наработать целый ряд необходимых навыков. Надеюсь, я доходчиво объяснил, почему её берут за основу.
Однако, повторюсь, речь идёт о комплексном обучении, которое в текущие реалии обучения пехоты просто не укладывается.
Поистине критически важным моментом являются сроки обучения, о чём я уже говорил выше. Могу ошибаться, и где-то в родной природе оно всё-таки существует, однако лично я ни о каких реальных трёх месяцах системной и комплексной подготовки не слышал. На самом деле уже хорошо, если дают месяц. Если вдруг получается выделить полтора, то это вообще прекрасно. Но нередко бывает меньше. (Про полный мрак вообще молчу.) Ну и какую там полноценную стрелковую базу люди могут успеть наработать? Не сказать, что с ними вообще ничего не получается наработать, но получается это по факту в ущерб тактической подготовке и групповому слаживанию, при этом стрелять как профессионалы люди всё равно не успевают научиться.
Важнейшим фактором является также массовость обучаемых. Когда на пару инструкторов разом наваливается целая штурмовая рота, то либо будет иметь место та самая вредоносная профанация (если процесс выполняется тупо на от...вались), либо все эти объяснения и корректировки сожрут хренову тучу времени, которого и так предельно мало. Да лучше уж тогда больше времени уделить метанию гранат, что крайне важно для штурмовой работы в окопах, и быстрым аллюром прогнать всех автоматчиков по пулемёту и гранатомёту, чтобы люди при необходимости хоть как-то могли эти девайсы использовать.
Другое дело, если даже при наличии целой роты получается хитрым образом оптимизировать учебный процесс с распределением обучаемых по категориям. По личному опыту смогу сказать, что всегда находится определённая часть курсантов (в среднем, порядка 25%, плюс-минус), которым технические моменты заходят относительно легко. Люди воспринимают, вникают и нормально отрабатывают, т.е. им имеет смысл давать нечто углубленное и с нюансами, потому что они усваивают буквально на лету. Но такая оптимизация лежит главным образом в области организационных подходов, на которые инструктор далеко не всегда может повлиять.
И ещё один принципиально важный момент, который я уже отмечал ранее. Пехота сейчас в принципе действует в условиях полноценной войны и участвует в общевойсковом бою, который требует наличия целого комплекса знаний, умений и навыков, в числе которых отточенность конкретно индивидуальных стрелковых навыков не является ключевым элементом.
Ну и теперь обрисую несколько специфических нюансов, которые, тем не менее, также весьма немаловажны.
В отсутствие должной проработки тактических моментов у бойца при многократной отработке упражнений в базовой стойке может развиться то, что один уважаемый коллега обозначил как пагубное дуэльное восприятие, т.е. человек в реале может впасть в спортивный азарт или боевой ступор и зависнуть сусликом, пытаясь буквально передуэлировать противника.
Развитию такого восприятия способствуют стрелковые упражнения из базовой стойки со стрельбой одиночными на дистанции 100-150-200 метров.
Данный навык в принципе может быть ситуативно применим в условиях городской застройки. Я сам, было дело, в далёком ноябре 14-го отработал стоя по силуэту в окне терминала аэропорта изнутри кочегарки через оконный проём на дистанции порядка 200 метров. Правда, в суслика я долго не играл, поскольку в этот проём регулярно прилетали ВОГи, плюс его периодически простреливали из пулемёта.
Однако в целом данный навык не представляется актуальным для подавляющего большинства ситуаций огневого контакта, в которых оказывается штурмовая пехота (тем более, в условиях естественного рельефа местности). Для ситуаций, в которых приходится работать стоя на дистанции более 100 метров (например, из окопа в обороне), людей, как мне представляется, необходимо в первую очередь ориентировать на стрельбу с упора.
Причём, что характерно, люди на огневом рубеже, бывает, увлекаются и начинают самозабвенно долбить из этой базовой стойки одиночными по целям на дистанциях 150-200 метров, т.е. впадают именно в спортивный азарт. Парадоксальным образом, они таким образом действительно прокачивают свои стрелковые навыки, но не готовятся к реальному огневому контакту.
В итоге получается, что имеет место отвлечение внимания и времени по сути на негодный объект, который вдобавок ещё и способствует развитию того самого пагубного дуэльного восприятия.
Далее. В отсутствие нормальной проработки данной базовой учебной стойки ввиду сжатых сроков и избыточного количества обучаемых на одного инструктора люди чаще всего не вникают в постановку стоп и делают как попало.
Все остальные косяки (за исключением крокозябры) на самом деле не столь критичны, но именно из-за неверного положения стоп люди затем начинают исполнять перекосы и кривулины при переходе к работе в разножках.
Более того, люди зачастую вообще не осознают самой что ни на есть прямой связи между вот этой базовой стойкой и уже непосредственно боевыми разножками для тех ситуаций, когда необходимо вести огонь в положении стоя, в том числе в движении. (Меня терзают смутные сомнения, что это касается не только обучаемых, но и значительной части инструкторов.)
Дело в том, что уже при строго параллельной постановке стоп в базовой стойке при шаге вперёд на разножку стопа задней ноги естественным образом слегка поворачивается наружу, и корпус, соответственно, тоже слегка поворачивается боком.
Если же стопы изначально смотрят носками слегка наружу, то стопа задней ноги при выносе передней на разножку доворачивается наружу, как правило, уже на все 45°. Биомеханический импульс от ноги доворачивает наружу таз, вместе с тазом закономерно поворачивается и корпус, и мы получаем положение полубоком.
В динамике боя и без того происходят вполне закономерные смещения корпуса и строгой фронтальности по отношению к противнику не будет. Плюс к этому, необходимо учитывать важный психологический момент: когда в нас что-то летит, нам очень хочется минимизировать свой силуэт.
Соответственно, если фронтальность корпуса не была изначально проработана в процессе перехода от базовой стойки к разножкам и доведена до естественного положения уже непосредственно при работе в разножках, на выходе положение полубоком практически гарантировано.
Отдельно ещё отмечу, что в условиях боя, разумеется, прилететь на самом деле может что угодно и с какой угодно стороны, однако если всё же в данный конкретный момент идёт огневой контакт с конкретным противником, то лучше всё-таки (помимо тактических манёвров во избежание прямого дуэлирования) не подставлять ему бок, а страховать себя грудной бронепластиной.
Плюс ко всему, при работе из-за угла в разножке с выведенной вперёд ногой, одноимённой с плечом, в которое упирается приклад (или на которое опирается, сейчас не суть важно), вот этот самый поворот стопы задней ноги под углом 45° наружу приводит к тому, что у людей получается неустойчивая кривулина с наклоном вбок, да ещё и с перенапряжением мышц корпуса.
В общем, надеюсь, теперь понятно, сколько реально подводных камней скрывается в этом вопросе. Причём я ещё и опускаю некоторые отдельные узенькие моменты.
Если смотреть концептуально, то данная стойка является базовой в процессе обучения навыкам стрельбы по комплексной программе, требующей как определённого времени, которого в реале критически не хватает, так и достаточного количества грамотных инструкторов, но при этом вполне логично не является таковой с точки зрения пехотной тактики.
Учитывая все эти наши сложные реалии, я бы рекомендовал не зацикливаться на данной стойке, впадая либо в фетишизацию, либо в карго-культ, подходить к ней с максимально возможной в наших условиях утилитарностью и напрямую интегрировать её в тактико-огневую подготовку.
Я бы предложил использовать данную стойку для отработки быстрой смены плеча и накатывания базовых навыков ведения огня с обоих плечей (попутно, при холостой отработке, нарабатывая, разумеется, вкладку и прижатие локтей к корпусу удержаниями автомата одной рукой за рукоятку попеременно на обоих плечах). Таким образом курсанты на первоначальном этапе смогут сосредоточиться конкретно на этих элементах без отвлечения внимания на ноги.
Когда-то, было дело, я как раз предлагал этот вариант в серии индивидуальных упражнений, подводящих к штурмовой работе в окопах (начало здесь).
Далее, уже в рамках подводящего парного упражнения (каюсь, грешен, я всё собирался-собирался подготовить отдельный материал по парным упражнениям, но что-то пошло не так), именно из данной стойки стоит отработать безопасные переносы оружия вторым номером при работе в двойке, чтобы опять же акцентировать внимание на действиях рук, не отвлекаясь на ноги.
Затем данную стойку имеет смысл брать в качестве исходного положения уже непосредственно для отработки переходов в разножки, попутно нарабатывая удержание, попеременно на обоих плечах (пока без смены плечей в процессе выполнения упражнения).
Т.е. исходное - в базовой стойке, вскидка и вкладка по команде "Цель!" и далее под счёт с удержанием: раз - вышли в левую разножку, два - вернули левую ногу в исходное, три - вышли в правую разножку, четыре - вернули правую ногу в исходное и т.д.
Для поддержания условной фронтальности корпуса в процессе холостой отработки можно, извините, тыкать стволом в подставленные бока, не прикрытые бронепластинами, и озадачивать людей, скажем, задорными бёрпи в качестве намёка на физические усилия при выносе трёхсотого (при этом, кстати, сам условный трёхсотый отдыхает, как полагается трёхсотому, а задорно бёрпят его товарищи, т.е. одновременно стимулируем взаимоконтроль). Параллельно за счёт непрерывного удержания укрепляются автоматодержательные мышцы, плюс курсанты начинают учиться стабилизировать оружие при удержании сектора в динамике. При этом в данном случае, поскольку руки относительно стабильны (да, спустя некоторое время они начинают дрожать и хотят падать), курсанты сосредотачиваются уже на движениях ног.
Ну а затем данное упражнение будет выполняться уже со сменой плечей непосредственно в процессе попеременного перехода в левую и правую разножки в качестве продвинутого подводящего к штурмовой работе в окопах.
П.С.
Дорогие причастные товарищи! Внимание! Есть просьба! У кого есть возможность заморочиться, обрисуйте, пожалуйста, во-первых, что, как и в какие сроки вам давали на огневой; во-вторых, в каких условиях происходили ваши реальные огневые контакты. В комментариях писать не надо, кидайте в личку ТГ: @slava_nork
Похожие статьи:
23 октября 2023, Понедельник
Святослав Голиков: К вопросу о штурмовом бое в траншеях
26 декабря 2023, Вторник
Святослав Голиков: Повысить людям шансы пережить их первый бой
19 октября 2023, Четверг
Святослав Голиков: Мои некоторые соображения относительно вкладки
08 октября 2023, Воскресенье
Святослав Голиков: У нас замечательные курсанты!
19 июля 2023, Среда
Святослав Голиков: Про бег
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.