Artjockey: Почему Путин начал СВО. Часть 2. Газ
В первой части я прошелся по основным вехам российской внешней политики, от речи Ельцина в Конгрессе США, через разворот над Атлантикой, до противостояния России с «коллективным Западом», вылившееся в несколько военных конфликтов, включая и войну с Украиной. Теперь нужно поговорить про экономику, ту ее часть, которая плотно связана с внешней политикой. И это к вопросу о государственных интересах, поднятом в первой части.
Газовый вопрос
Красной нитью, идущей через российскую внешнюю политику, является продажа энергоносителей. Нефть и газ были важной статьей доходов СССР, они остались важной статьей экспорта России. РФ обладает примерно четвертью разведанных мировых запасов газа и 5% запасов нефти. Доля нефтегазовых налогов в федеральном бюджете составляет 36% доходов или 7% ВВП. Естественно, защита своего рынка продажи углеводородов и инфраструктуры входит в государственные интересы РФ.
При Ельцине с получением нефтедолларов в бюджет были определенные сложности. Газпром и Роснефть были созданы незадолго до распада СССР, выделены из Министерства нефтегазовой промышленности. Первые годы «независимости» России они пережили вполне сносно, здесь государство отстояло собственные интересы. Те акции, что поступили в продажу – жестко контролировались и не продавались иностранцам.
Одной из причин, побудивших меня вообще писать этот цикл в таком объеме и формате, стало то, что многие обыватели стремятся все примитивизировать, найти простые ответы на сложные вопросы. Так рождается идея, что война началась просто из-за того, что кто-то сошел с ума. Или люди выходят на протест потому что им заплатили. И вот как раз пример: Ельцин и Гайдар просто хотели развалить страну и продать все Западу. В первой части я уже рассказывал, что сам Гайдар довольно быстро ушел в оппозицию, а конфликты с Западом начались при позднем Ельцине. И вот еще один пример — государство в 90-е вместо продажи и приватизации своих главных активов, ввело ряд ограничительных мер, чтобы сохранить над ними контроль.
А вот с середины 90-х Роснефть начали делить, из ее состава вывели и отдали на приватизацию ряд корпораций: ТНК, Сиданко, ОНАКО и другие. Упоминавшийся ранее Примаков, в свой недолгий срок премьерствования пытался решить вопрос с возвратом их в собственность Роснефти, но неудачно. У Газпрома все было лучше с точки зрения государства, хотя можно вспомнить историю Сибура. Как работал рынок частников? Тут достаточно вспомнить только одного Ходорковского, ЮКОС и продажу нефти под видом «скважинной жидкости». Путин, придя к власти, показательно уничтожил Ходорковского и ЮКОС, а во главе Газпрома поставил своего человека – Миллера. Который не олигарх, а топ-менеджер госкорпорации, это важно различать. Остальные олигархи приняли новые правила игры и от политики в целом устранились. Впрочем, основные претензии к Ходорковскому были не из-за ухода от налогов, а как раз из-за его политических амбиций. Как раз после помилования он от них отказался, но позже нарушил свое обещание.
Нефть и газ продавались, в основном, на европейский рынок. Основной транзит — это украинская ГТС, оставшаяся в наследство от СССР. Интересно, что такая зависимость от Украины не устраивала даже ельцинскую власть, в 90-е был проложен газопровод Ямал-Европа через Польшу в обход Украины.
Знаковым событием становится речь Путина на заседании Совета безопасности в самом конце 2005 года. Именно там рождается термин «энергетическая сверхдержава», хотя сам Путин его не произносил. Это выдумка одного из журналистов, позже написавших статью об этом выступлении. Основные тезисы:
- Энергетика лежит в основе мировой экономики, Россия может взять на себя основную роль в энергетической безопасности всего мира;
- Условия обеспечения топливом должны быть приемлемыми как для покупателей, так и для продавца;
- Россия уже имеет репутацию ответственного поставщика, занимает лидирующие позиции и должна выйти на первое место;
- Нужно развивать технологии добычи и атомную энергетику;
- Должна производиться диверсификация торговли.
Конечно, речи политиков далеко не всегда совпадают с реальностью, сейчас не об этом. Важно то, что Путин выдвинул ряд идей, которые чуть позже стали пытаться реализовать, а сам план, что Россия будет обеспечивать всех энергоресурсами и претендует на статус «надежного поставщика», вскоре продвигался на саммите G8. В какой-то мере это можно назвать и новой идеологией или доктриной государства.
Во-первых, Россия начала диктовать условия поставки энергоносителей. Путин начал отменять льготы странам бывшего СССР. По изначальному плану льготы предоставлялись в рамках сотрудничества по организациям, как тот же СНГ. Но СНГ не работал, и этот вопрос Путин поднимал на Совете безопасности годом раньше. Прибалтика на тот момент уже была в НАТО и ЕС, Украина и Грузия прошли через «цветные революции» и встали на курс евроинтеграции. Газпром принимает решение поднять цену на газ для всех соседей до рыночной, где-то все прошло довольно мирно, но не с Украиной. Позже это станет причиной «газовых войн».
Во-вторых, начинается работа по диверсификации поставок. В 2007 году возвращаются к проекту строительства Северного потока 1, планировавшегося еще в 90-е, который запускается в 2011. В том же 2007 стартует попытка строительства Южного потока, который так и не был достроен. В 2012 начинаются работы над Силой Сибири, газопроводом в Китай.
Европа и США же активно противодействуют России в этом вопросе. В качестве контрмер строятся собственные газопроводы в обход России. В 2007 году был запущен Южно-Кавказский трубопровод, поставляющий газ из Каспия в Турцию. На его базе собирались построить «Набукко», но не вышло — не нашлось столько свободного газа в регионе без России, чтобы его загрузить.
Здесь можно увидеть некие противоречия, как Европа может одновременно и строить газопроводы из России к себе, так и противодействовать им. Ответ простой: ЕС не монолитен, он состоит из национальных государств, над которыми стоят наднациональные органы управления, которые ориентированы во многом на США. Ярко это проявилось во время строительства Северного потока 2, когда Германия считала, что строительство газопровода в их интересах, но руководство ЕС, США и части стран, чьи интересы газопровод затрагивал, противодействовали его строительству.
Вводятся юридические преграды: Третий энергопакет. Как раз его принимает Европарламент, а не отдельные страны. Суть его в разделении вертикально-интегрированных компаний на отдельные составляющие. По нему компании-монополисты теперь могут использовать только 50% своих транспортных мощностей, а остальные обязаны предоставлять конкурентам. Закон касается не только нефтегаза, но еще и сетей ЛЭП, например. Существует мнение, что он вводился именно для препятствования захвату рынка ЕС Газпромом, остальные его последствия вторичны, хотя это российско-центричная точка зрения, все же затронул он не только Газпром.
Но основания так говорить были, потому что при желании отдельные проекты могут выводить из-под его действия. Для Северного потока 1 исключение не сделали, потому труба не была никогда загружена полностью, в ней просто неоткуда было взяться конкурентному газу физически. Наоборот, Третий энергопакет расширили, впрочем, этот шаг был направлен против СП-2, Германии же удалось добиться вывода СП-1 из под новой директивы.
С другой стороны, это породило интересную коллизию – Газпром имел право подключиться к трубе проекта «Набукко», который планировалось строить именно с целью снижения доли российской компании на рынке ЕС. Также Газпром имеет право присоединиться к Трансадриатическому газопроводу, который пришел на смену Набукко и был реализован. Правда цена за транзит газа устанавливается владельцем трубы, что позволяет ему сделать присоединение для неугодных партнеров невыгодным.
Цена на газ в ЕС много десятилетий определялась долгосрочными контрактами, ДСЭГК. Обычно с фиксированной ценой или периодическим ее пересмотром по определенным формулам. Также к 90-м годам почти все газовые контракты с Европой включали принцип «бери или плати», по которому покупатель был обязан выбирать определенный объем газа, а если этого не делал – платил штрафы. Но все изменил финансовый кризис 2008 года: экономика упала, импортеры не смогли выбирать объемы газа, а биржевой газ стал стоить намного дешевле, чем контрактный. Связано это было вот с этим самым правилом про «бери»: покупатели вынуждены были выбирать объем, а лишний газ сбрасывать на биржи по бросовым ценам, лишь бы на него физически нашелся покупатель.
Итоги кризиса – покупатели газа пытались договориться об уступках. В итоге Европа перешла на биржевое формирование цен не только с Газпромом, но и с другими поставщиками. И когда основной объем торговли газом перешел на биржу, цена там, естественно, выросла до рыночной. Думаю, многие помнят скачки стоимости газа в Европе до 3000 долларов за 1000 кубометров, сейчас, в октябре 2023 года, цена около 500 долларов. А средняя экспортная цена у Газпрома в 2020 году – 200 долларов.
Про это Путин говорил в одной из речей уже в ходе СВО, жаловался, что «мы хотели как лучше, а они отказывались». Здесь российский президент, конечно, сильно лукавил. Да, фиксированные цены были ниже рыночных, но не всегда и не для всех, кроме того, контракт обязывал покупателя выкупать гарантированный объем вне зависимости от потребления. Продавцу, то есть России, такая схема выгодней, чем покупателю.
Ну а в 2018 году началось строительство Северного потока 2. По плану, 4 нитки двух «Потоков» должны были превратить Германию в европейский газовый хаб, обеспечить немецкую промышленность дешевыми и стабильными поставками. В то же время Россия и экономически, и политически сблизилась бы с ключевой страной Евросоюза, а потому проект встретил серьезнейшее противодействие со стороны США. Вводились санкции, на немцев давили, Байден, став президентом, обещал, что СП-2 не будет запущен.
Кстати, санкции против СП-2 вводились не из-за Крыма или каких-то действий России, их обоснование – защита государственных интересов и поддержка безопасности Европы. Здесь нельзя было ничего изменить демократическим правительством или отказом от ведения агрессивной политики против соседних государств. Это ответ тем, кто считает, то нужно просто торговать и ни с кем не ругаться: вот пытались просто торговать с Германией, но если торговля России и Германии противоречит государственным интересам США — на нее наложат санкции.
Газ и межгосударственные отношения
Ну, как можно понять даже из текста, не говоря уже о послезнании, идея, которую Путин высказывал в 2005 году, трансформировавшаяся в «энергетическую сверхдержаву», в общем и целом провалилась. Коллективная Европа не захотела оказываться в зависимости от России по газу, которая неизбежно переросла бы в зависимость и политическую. Хоть отдельные страны, вроде Германии, были не против такой идеи, она встретила серьезное сопротивление как центральных органов ЕС, так и Штатов, чьим объективным интересам это противоречило. США хотели сохранить Германию в своей орбите влияния.
Если подойти к этому вопросу не описательно, а дать какие-то свои оценки, я бы сказал, что точка зрения всех сторон газового вопроса имеет право на жизнь. Можно понять опасения США и европейских глобалистов насчет увеличения зависимости от России. Можно понять и опасения Украины, которая от своего выгодного географического положения получала большие доходы, и с 1992 года последовательно защищала свою ГТС. Можно понять и точку зрения России, которая пыталась давить на покупателей газа с позиции монополиста. Я не думаю, что здесь есть правые или неправые стороны, как вообще чаще всего бывает в политике, где есть лишь объективные интересы.
Причиной конфликтов стало то, что просто эти объективные интересы вступили в противоречие. В частности, изменение газовой политики привело, последовательно, к конфликтам с Украиной, Молдовой и Белоруссией — условно союзным странам.
Так, после заявления о том, что Россия меняет подход к продаже газа, были отменены льготные условия, касавшиеся, в основном, стран СНГ. В конце 2006 года Газпром поднял цены на газ для РБ, а Миллер угрожал, что если контракт не будет заключен, то поставки прекратятся. В ответ Минск пригрозил остановить транзит по газопроводу Ямал-Европа. Но удалось договориться за 2 минуты до Нового года, правда, тут же начался конфликт насчет транспортировки нефти. Удалось погасить его лишь после личного разговора Путина и Лукашенко, думаю, понятно, кто на кого надавил.
На протяжении 2005-2006 годов газовый вопрос затронул еще и отношения РФ и Молдовы. Причина все та же: отмена СНГшных льгот и попытки продавать газ по цене примерно в два раза выше, чем обычно. Обернулось это еще и блокадой Приднестровья, а Россия ударила по самому больному: запретила импорт молдавского вина. Саму Молдову на несколько дней отключали от российского газа, но прогнули на подписание нового контракта по ценам, которые требовал Газпром.
Газовый конфликт с Украиной
Самым масштабным и долгим стало решение вопроса с Украиной, конфликт здесь тянется, фактически, с 1992 года. Так вышло, что Украина владела бывшей советской ГТС, через которую газ из РФ шел в Европу, при этом физически ГТС не была отделена от внутренней украинской сети.
У Украины в начале 90-х было очень тяжело с экономикой, и де-факто газ не оплачивался, а разные схемы решения вопроса, например, передача ГТС в собственность Газпрома, отвергались. Впервые «несанкционированный отбор газа из трубы» осуществлялся уже в 1993 году. В счет газовых долгов был урегулирован политический спор о разделе имущества СССР, ну это когда Россия взяла на себя долги СССР вместе со всей зарубежной собственностью.
Денег у Украины, правда, больше не стало. Несмотря на заключенные договоренности, проблемы с оплатой никуда не делись и решались, обычно, на личных встречах лидеров. То газ в обмен на транзит, то газ в обмен на долгосрочные государственные облигации, то газ в обмен на приватизацию. Киев последовательно отстаивал лишь одну позицию: сохранение контроля над ГТС и, как мы знаем, пока отстоял. Даже во время войны никакие диверсанты ее не взорвали, а Украина исправно принимает платежи от России за газ.
Кстати, газовый вопрос очень сильно помог Кремлю добиться военных уступок от Украины. Именно в зачет газового долга решился долгий спор о разделе Черноморского флота и аренде Севастополя на 20 лет в 1997 году. А позже, в счет долгов, Россия получила от Украины стратегические бомбардировщики и несколько сотен крылатых ракет, которые сегодня применяются в войне против Украины.
И все это время Украина получала газ по льготной цене в 50 долларов, планировались поставки и до 2009 года. Но первый Майдан и победа Виктора Ющенко стала удачным поводом пересмотреть взаимоотношения Газпрома с Украиной. По датам это как раз совпало с провозглашением идеи «энергетической сверхдержавы» и пересмотра всех льготных цен. Тогда начался первый крупный газовый конфликт.
Кремль решил поднять цену на газ с 50 до 250 долларов, что, конечно, не обрадовало украинских партнёров. Опять все закончилось «перекрытием вентиля», что, в случае с Украиной, было совершенно бесполезным из-за возможности отбора транзитного газа. Но договорились. Правда ненадолго: в 2008-2009 годах случилась новая итерация «газовой войны». В этот раз Газпром пошел на максимальную эскалацию, остановив подачу газа не только для Украины, но и транзит для Европы.
Заканчивается все тем, что премьер-министр Юлия Тимошенко подписывает «газовые соглашения», за что позже сядет в тюрьму, суть которых в общем была в том, что Украина получает газ по европейским ценам, но с учетом скидки «как договорятся». Получилось решение вопроса несколько по понятиям, когда реальная цена на газ для Украины определялась не контрактом, а личными договоренностями и «политическим климатом», а саму Тимошенко подозревали в получении взятки ради подписания невыгодных соглашений. Уже при Януковиче газовый рычаг задействовал Медведев: в обмен на скидку на газ Янукович согласился продлить пребывание флота в Севастополе до 2042 года.
Политические последствия
Что мы имеем совокупно? Несмотря на общий развал и распил государства, Кремлю в 90-е удалось сохранить контроль над основным государственным активом – Газпромом. Тогда назывались цифры, что около 20% бюджета РФ являются поступлениями от газового монополиста, во всяком случае, до 1998 года. С нефтью ситуация была хуже: государственную Роснефть все же разрезали на отдельные компании и приватизировали.
С приходом Путина к власти ситуация изменилась, но нельзя сказать, что стало совсем хорошо. Если часть структур Роснефти вернули в собственность государства, то у других просто поменялись бенефициары. С 2005 года начались попытки увеличить как доходы РФ, так и зависимость покупателей газа от России. Официально это было оформлено в уже упомянутом заседании Совета безопасности в конце того года.
Прошло все далеко не гладко, ценой за это стали конфликты с бывшими советскими государствами. Тогда, в середине нулевых, уже постоянно звучало, что Россия использует газ как оружие, и потому нужно опасаться монополизации рынков Газпромом. И остановка транзита в 2009 году, считается, очень сильно повлияла на настроения в ЕС. Конфликтом с Украиной, в ходе которого перекрыли и поставки газа в Европу, Путин разрушил создаваемый с 2005 года имидж «надежного поставщика», а Европа действительно стала опасаться, что Кремль применяет газ как оружие.
Также это оказало влияние и на антироссийские настроения внутри, как минимум, Украины. Так уж вышло, что в большой политике маленькие государства, поддерживая больших соседей или мировых гегемонов, рассчитывают получать за это вполне материальные блага. Невозможно одновременно требовать союзных отношений и, параллельно, продавать газ по «европейским ценам», угрожая перекрыть трубу. В реальной политике разговоры о «братских народах» не работают. Впрочем, российские власти обвиняют саму Украину, заявляя, в 2004 году, что старая цена на газ была согласована «в другой политической ситуации», а затем Киев сделал свой выбор в пользу новых союзников, а значит спонсировать страну должны они. И, как я уже несколько раз повторял, обе точки зрения имеют право на жизнь.
Учитывая, насколько Россия зависит от нефтегазовых доходов — их защита является объективным интересом государства, и с середины нулевых в этом направлении было приложено достаточно много усилий, но они встретили серьезное сопротивление со стороны США. Россия воспринимала расширение НАТО и ЕС на восточные страны как вторжение на «задний двор», также США восприняло попытки России усилиться экономически и политически в Европе. Государственные интересы РФ и США впервые серьезно столкнулись из-за действий уже самой России, которая достаточно окрепла и начала активно заниматься внешней политикой и экспансией.
Продажа нефти и газа являются одним из ключевых государственных интересов России, потому Украина интересует Москву намного больше, чем Казахстан и Монголия: у них нет ГТС, на которую продажа газа завязана. Защита этой инфраструктуры относится к той самой сфере интересов, которую стала бы защищать любая страна. Так например США вмешивается во внутренние дела Панамы, а Великобритания оккупирует часть Испании, не из-за ГТС, конечно, а из-за каналов и проливов. И здесь сложно обособить отдельного гражданина и представителя правящей верхушки, ведь когда 30% бюджета страны напоняется газорублем — это касается всех.
Похожие статьи:
04 декабря 2022, Воскресенье
Сергей Марков: Что будет?
08 декабря 2022, Четверг
Олег Царёв: Чем ответит Россия на введение «ценового потолка» на нефть?
08 декабря 2022, Четверг
Дмитрий Песков: Речи о присоединении новых территорий к России не идёт
05 декабря 2021, Воскресенье
Сергей Колясников: Русофобия - это не только голод, но еще и холод
23 апреля 2022, Суббота
О словацких Т-72М1 с установленными К-1 на Донецком направлении
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.