Из воспоминаний "Новогодняя карусель (Штурм Грозного)" полковника Игоря Вечканова
"Я бы одним парашютно-десантным полком решил бы там всё в течение двух часов..."
Бывший министр обороны России Павел Грачёв о том, как надо было брать Грозный.
Штурм Грозного – это болезненный шрам в истории России. Событие, которое невозможно забыть и о котором не хочется говорить. Это стыд перед теми, кто погибал в аду, пока вся страна веселилась, встречая Новый год. Штурм Грозного – это негодование в отношении политиков и военачальников, которые бросили неподготовленных молодых ребят на гибель. Штурм Грозного – это история России, которую следует помнить, чтобы никогда больше не допустить столь чудовищных и преступных ошибок.
Отношения Чечни и остальной России исторически складывались непросто. В XX веке огнеопасную обстановку усугубил генсек И. Сталин, который депортировал весь чеченский народ в Казахстан и Киргизию. Позже чеченцам разрешили вернуться на родину, однако осадок остался. Когда СССР начал разваливаться, Чечня попыталась отделиться, но Москва не дала Чечне такого права. Никто в мире не признал Чечню самостоятельным государством. Однако фактически с 1992 года Чечня зависела от Москвы лишь формально. Государственная власть в Чечне тоже была формальной. Страна находилась под властью бандитских кланов, которые делали бизнес на захвате заложников, наркоторговле, работорговле, хищении нефти. С осени 1991 года начались, по приказу Дудаева, захваты военных частей, и оружия.
Взаимоотношения Чечни с Москвой до 1994 года были сложными, но взаимовыгодными. К концу года что-то пошло не так, и 30 ноября 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В первых числах декабря ударами российской авиации были уничтожены все самолёты на чеченских аэродромах. 11 декабря 1994 года на территорию Чечни вступили первые наземные группировки. Главной целью было взятие Грозного, в котором находились основные силы сепаратистов.
"По подсчётам, чтобы успешно штурмовать Грозный, военных должно было быть минимум 60 тысяч человек. Некоторые командиры это понимали, пытались предотвратить штурм. Алексей Кирилин, командир взвода батальона связи 131-й бригады, вспоминает: "Пуликовский построил наш взвод и сообщил, что будет просить у министра обороны минимум месяц на подготовку штурма". Что сказал Грачёв, неизвестно. Но уже на следующее утро Пуликовский отдал приказ двигаться к городу".
Решение о штурме Грозного было принято 26 декабря 1994 на Совете безопасности РФ. Предполагалось, что 4 группировки федеральных войск войдут в город с четырёх направлений: "Север" (под командованием генерал-майора К. Пуликовского), "Северо-Восток" (под командованием генерал-лейтенанта Л. Рохлина), "Запад" (под командованием генерал-майора В. Петрука), "Восток" (под командованием генерал-майора Н. Стаськова). Планировалось войти в город и захватить Президентский дворец, железнодорожный вокзал, правительственные здания и другие важные объекты в центре города. Предполагалось, что в том числе благодаря внезапности штурма группировка Дудаева в центре города будет окружена и обезврежена. Ожидались минимальные боевые столкновения и потери.
Группировка федеральных войск включала более 15 000 солдат, около 200 танков, более 500 БМП и БТР, около 200 орудий и миномётов. В резерве находились 3500 солдат и 50 танков.
Противостояли федеральным войскам до 10 000 боевиков. На вооружении чеченцев и наёмников были и танки, и артиллерия, и противотанковые комплексы, и зенитные ракеты. Но, несмотря на наличие и достаточно серьёзного вооружения, главным преимуществом боевиков было отличное знание города и высокая мобильность. Имелись отлично подготовленные гранатомётчики и снайперы.
"Первой из батальона уходила моя рота. На роту, в количестве 32 человек, выделили 4!!! плацкарты. В них погрузили 20 пулеметов ПКТ, НСВТ, стрелковое оружие, ящики со стрелковыми боеприпасами (23000 патронов, 100 гранат Ф-1, 10 АКСУ-74, ящик с пистолетами, сигнальными ракетами, дымами).
Измучены были до предела, поэтому когда поступила команда от командира 1 МСБ (кому мы были приданы) п/п-ка Перепелкина выделить личный состав для погрузки щитов от палатки командного пункта управления 90 ТД бойцов будить не стали, погрузили, во главе со мной, офицеры моей роты. 15 декабря утром эшелон тронулся восстанавливать Конституционный порядок в Чечню.
Больше всего меня удручала слабая подготовка личного состава, но в пехоте она была еще хуже, БМП были укомплектованы только экипажами, а как же воевать в городе без пехоты? Вопросов было много: в том числе и об отсутствии пластин ВВ в коробках КДЗ (коробки динамической защиты). Были и такие начальники, которые мне отвечали, зачем тебе пластины в КДЗ, на танке и так брони 45 тонн (преступная халатность или русский авось). Пластины ВВ привезли глубокой ночью, перед совершением марша на Грозный, но мы их так и не получили.
К нам, во время заправки, подошел подполковник запаса (выходил из Грозного), рассказал, что в 15 км от нас сгорел с боекомплектом танк Т-80. Если я не ошибаюсь танк "Ленинградский". Причина, по его словам – возгорание произошло из-за снятого керамического фильтра с системы отопления танка" — воспоминал Игорь Вечканов в книге "Новогодняя карусель. Штурм Грозного".
С декабря 1994 года по апрель 1995-го, он состоял в должности командира танковой роты, участвовал в боях в Чечне.
Почему для штурма была выбрана именно дата 31 декабря, официальных объяснений не существует. Видимо, министру обороны РФ Павлу Грачёву хотелось сделать, с одной стороны, неприятный новогодний сюрприз чеченцам, а с другой – подарок на день рождения (1 января) самому себе.
"Была поставлена задача – к празднику, к Новому году захватить и решить проблему с Чеченской республикой. То есть захватить Президентский дворец. Были выданы флаги и 31 декабря командующие были доставлены на свои боевые позиции. Грачёв пообещал – кто из генералов первый водрузит флаг над Президентским дворцом, получит звание "Герой России". Это подбодрило командующих, но разобщило командный дух – каждый мечтал о звании. Теперь в успехе операции Грачёв не сомневался".
Взятие Грозного представлялось лёгкой прогулкой. Подразделения получили инструкции: не занимать другие здания кроме предписанных, не разрушать городскую инфраструктуру, у людей с оружием проверять документы, изымать оружие, стрелять только в крайних случаях. Российское командование было уверено, что сколь-нибудь серьёзного сопротивления не будет.
"Особенно меня рассмешил порядок сдачи боевиков в плен. Они должны были с поднятыми руками, в которых находится автомат, выходить на наши позиции и массово сдаваться. Я уточнил у полковника из вышестоящего штаба, магазин пристегнут или отстегнут? Этот вопрос поверг его в ступор, доведу позже – ответил он".
Из воспоминаний "Новогодняя карусель (Штурм Грозного)" полковника Игоря Вечканова.
Похожие статьи:
16 августа 2023, Среда
Дмитрий Ольшанский: Люблю родину, здесь всегда все весело и неожиданно
04 ноября 2023, Суббота
Владислав Угольный: Как только ВС РФ научатся наступать дивизией, корпусом или армией - мы начнём побеждать
12 декабря 2023, Вторник
Владислав Угольный: Война - путь обмана
30 апреля 2018, Понедельник
Лыткин: Штурм Рейхстага
25 мая 2022, Среда
Штурм "Расчёски"
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.